Одной из ключевых тем в курсе обществознания является социализация и воспитание, так как человек становится личностью в процессе социализации.
1. Социализацией называют процесс интеграции индивида в социальную систему и в социальную среду. В ходе этого процесса индивид овладевает социальными нормами, ценностями и правилами. В первой фазе социализации происходит именно усвоение общественного опыта, а на второй – проявляются способности человека, так как он стремится к самоактуализации. В ходе третьей фазы человек интегрируется в определённую социальную группу. Важно понимать, как человек реализует себя. Самореализация появляется в разных видах деятельности. Всего их 4 – игра, общение, труд, учёба.
2. Ребёнок склонен подражать поведению родителей, то есть копировать какие-то черты их характера, например, манеру общаться. Подражание может продолжаться достаточно долго, даже в студенческом возрасте, если человек живёт с родителями.
3. В жизненном цикле человека можно выделить 5 периодов:
- Внутриутробный.
- Детство.
- Отрочество.
- Взрослый.
- Старость.
5. Воспитание происходит в рамках семьи. Хотя бывают исключения, например, если ребёнок является сиротой. Социализация, по сути, более широкий процесс. На развитие человека оказывают влияние различные социальные группы, с которыми он сталкивается. Например, школа, коллеги по учёбе в колледже и университете.
7. Противоречия в процессе воспитания могут быть такие:
- Родители говорят одно, а делают другое. Странно курить самому и говорить ребёнку, что это вредно.
- Если, например, мальчика воспитывают женщины. Мать и бабушка. У них другой жизненный опыт в возрасте до 18 лет.
Способы устранения в основном касаются родителей. Нужно предъявлять ребёнку адекватные требования, сопоставимые с жизнью в реальном, а не идеальном мире. Так, странно требовать от него быть отличником в школе, если сам таким не был. Нужно быть с ребенком честным и подробно объяснять те или иные требования к поведению, а не заставлять слепо их исполнять.