В статье с целью анализа стратегических перспектив российского социума сопоставляются количественные и качест-венные характеристики важнейших отраслей социальных и интеллектуальных услуг – образования и науки. Проводится срав-нительный анализ затрат на образование студентов и школьников в России и развитых странах. Сравнивается также уровенькомпьютеризации и количество интернет-пользователей, сопоставляется заработная плата школьных учителей в США, Вели-кобритании, Канаде, Германии, Франции, Италии и России. Анализируются масштабы и удельный вес в составе ВВП внутрен-них затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также динамика публикаций российских авторови параметры изобретательной активности населения за период с 2000 до 2013 г. Фиксируется отставание России в научно-техническом отношении от развитых стран и Китая. Проанализированные характеристики двух важнейших подсистем совре-менного общества знаний – науки и образования в России свидетельствуют о значительном отставании страны от лидеровпостиндустриального мира. Данное обстоятельство существенно ограничивает для России перспективы социально-экономиче-ского движения в информационном направлении.