Задание 6. Строение, метаболизм клетки. ЕГЭ 2024 по биологии

Задание 6. Строение, метаболизм клетки. ЕГЭ 2024 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 50.5%
Ответом к заданию 6 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Алгоритм решения задания 6:

  1. Внимательно прочитай условие задания, подчеркни основную информацию: что нужно найти; кого скрещивать; полное или неполное доминирование; гены сцеплены или нет.
  2. На черновике составь схему скрещивания, учитывая данные из условия задачи. Если в условии не указаны признаки, то придумай их самостоятельно, потому что так будет проще (например, возьми цвет или форму гороха, если доминирование полное; окраску цветков ночной красавицы, если доминирование неполное и так далее).
  3. Вернись к условию и посмотри, что от тебя требовалось: дать ответ в виде соотношения генотипов или фенотипов, а может в виде вероятности появления определенного потомства?

Задачи для практики

Задача 1

Установите соответствие между органическими веществами клетки и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ
А) основной источник энергии
Б) каталитическая функция
В) запасные питательные вещества
Г) участие в иммунных реакциях
Д) двигательная функция
1) белки
2) углеводы

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Функции белков:

  • Строительная (структурная) — входят в состав клеточных мембран (гликопротеины, липопротеины). Кератин входит в состав волос, ногтей и др. образований. Коллаген, эластин в составе соединительных тканей сухожилий, микротрубочек в клетке.
  • Двигательная (сократительная) — сократительные белки в мышечных волокнах (актин и миозин), тубулин в микротрубочках, флагеллин в жгутиках, ресничках бактерий обеспечивают движение различных организмов.
  • Транспортная — белок крови (гемоглобин) переносит кислород в эритроцитах по всему организму с током крови. Он же присоединяет к себе углекислый газ, чтобы вывести его из организма. Сывороточный альбумин крови переносит липиды. Трансферрин переносит железо. Белки переносчики осуществляют перенос веществ через клеточные мембраны.
  • Защитная — иммуноглобулины и интерферон образуют антитела, защищающие организм от чужеродных белков, бактерий, вирусов. Фибрин, образующийся из фибриногена, помогает остановить кровотечение, образует тромб.
  • Ферментативная (каталитическая) — некоторые белки являются ферментами и ускоряют химические реакции, которые протекают в клетках и организме. Например, каталаза ускоряет распад перекиси водорода, уреаза — распад мочевины.
  • Регуляторная — белки-гормоны регулируют обмен веществ в организме (инсулин регулирует углеводный обмен). Белки-супрессоры регулируют считывание генов в ядре. Пример белков-гормонов: соматотропин, кортикотропин, вазопрессин, окситоцин, инсулин, глюкагон .
  • Рецепторная (сигнальная) — гликокаликс на мембране животной клетки осуществляет прием сигналов из внешней среды (например, температуру) и передачу их в клетку. Опсин (в сетчатке глаза животных), фитохром (у растений) обеспечивают приём сигналов из окружающей среды и передачу информации в клетку.
  • Энергетическая — при расщеплении 1 г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии. В целом белки как источник энергии используются в последнюю очередь. Только если уже произошло расщеплении углеводов и жиров.

    Функции углеводов:

  • Строительная (структурная) — целлюлоза образует клеточные стенки растений. Полисахарид хитин образует клеточные стенки грибов и наружный скелет членистоногих.
  • Запасающая (резервная) — гликоген (у животных и грибов), крахмал (у растений) откладывается в клетках и служит энергетическим резервом.
  • Энергетическая — углеводы являются основным источником энергии. При окислении 1 г углеводов образуется 17,6 кДж энергии.
  • Регуляторная — углеводы входят в состав мембранных рецепторов гликопротеидов.
  • Защитная — у растений при повреждении стволов образуются камеди (смолы), которые препятствуют попаданию в рану микроорганизмов. Являются производными моносахаридов. У человека и животных в слизи, выделяемой разными железами много углеводов и их производных (гликопротеинов), которые предохраняют органы жкт, бронхи от механических повреждений и препятствуют проникновению внутрь патогенных микроорганизмов.
  • Ответ: 21211

    Задача 2

    Установите соответствие между фазами фотосинтеза и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАЗЫ ФОТОСИНТЕЗА
    А) выделение кислорода
    Б) образование АТФ и НАДФ*Н2
    В) образование углеводов
    Г) восстановление CO2
    Д) поглощение квантов света хлорофиллом
    1) световая
    2) темновая

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Световая фаза происходит лишь при наличии света на тилакоидах. Фотосинтезирующие пигменты улавливают кванты света (фотоны). Это приводит к «возбуждению» одного из электронов молекулы хлорофилла. С помощью молекул-переносчиков электрон перемещается на внешнюю поверхность мембраны тилакоидов, приобретая определенную потенциальную энергию. Этот электрон в фотосистеме I может возвратиться на свой энергетический уровень и восстанавливать ее. Может также передаваться НАДФ (никотинамидадениндинуклеотидфосфат). Взаимодействуя с ионами водорода, электроны восстанавливают это соединение. Восстановленный НАДФ (НАДФ • Н) поставляет водород для восстановления атмосферного $С0_2$ до глюкозы. Подобные процессы происходят в фотосистеме II. Возбужденные электроны могут передаваться фотосистеме I и восстанавливать ее. Восстановление фотосистемы II происходит за счет электронов, которые поставляют молекулы воды. Молекулы воды расщепляются (фотолиз воды) на протоны водорода и молекулярный кислород, который выделяется в атмосферу. Электроны используются для восстановления фотосистемы II. Уравнение фотолиза воды: $2Н_2O → 4Н^{+} + 0_2 + 2е$. При возвращении электронов из внешней поверхности мембраны тилакоидов на предыдущий энергетический уровень выделяется энергия. Она запасается в виде химических связей молекул АТФ, которые синтезируются во время реакций в обеих фотосистемах. Процесс синтеза АТФ с АДФ и фосфорной кислотой называется фотофосфорилированием. Некоторая часть энергии используется для испарения воды. Во время световой фазы фотосинтеза образуются богатые энергией соединения: АТФ и НАДФ • Н. При распаде (фотолизе) молекулы воды в атмосферу выделяется молекулярный кислород. Темновая фаза. Реакции протекают во внутренней среде хлоропластов. Могут происходить как при наличии света, так и без него. Синтезируются органические вещества ($С0_2$) восстанавливается до глюкозы) с использованием энергии, которая образовалась в световой фазе. Процесс восстановления углекислого газа является циклическим и называется циклом Кальвина. Назван в честь американского исследователя М. Кальвина, который открыл этот циклический процесс. Начинается цикл с реакции атмосферного углекислого газа с рибулезобифосфатом. Катализирует процесс фермент карбоксилаза. Рибулезобифосфат – это пятиуглеродный сахар, соединенный с двумя остатками фосфорной кислоты. Происходит целый ряд химических преобразований, каждое из которых катализирует свой специфический фермент. Как конечный продукт фотосинтеза образуется глюкоза.

    Ответ: 11221

    Задача 3

    Установите соответствие между категориями наследственных заболеваний человека и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ КАТЕГОРИИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
    А) синдром «кошачьего крика»
    Б) фенилкетонурия
    В) синдром Орбели (делеция длинного плеча 13-й хромосомы)
    Г) серповидноклеточная анемия
    Д) полидактилия
    1) генные
    2) хромосомные

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Генные (точечные) – изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (самые распространенные). Это влияет на синтез аминокислот и на структуру белков:

    • Замена

    • Выпадение

    • Добавление нуклеотидов в молекуле ДНК

    Примеры таких мутаций: муковисцидоз, гемохроматоз, адреногенитальный синдром, фенилкетонурия, нейрофиброматоз, миопатии Дюшенна-Беккера, альбинизм, серповидно-клеточная анемия

    Хромосомные – перестройка хромосом. Можно обнаружить в микроскоп:

    • Делеция – утрата участка хромосомы

    • Дупликация – удвоение участка хромосомы

    • Инверсия – поворот отдельного участка хромосомы на 180 градусов

    • Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами. В результате изменяются группы сцепления и нарушается гомологичность хромосом

    • Транспозиция – перемещение участка внутри одной хромосомы

    Примеры таких мутаций: синдром Вольфа-Хиршхорна, синдром «кошачьего крика», болезнь частичной трисомии по короткому плечу хромосомы 9.

    Геномные – связаны с изменением числа хромосом:

    • Полиплоидия – кратное увеличение гаплоидного набора хромосом в клетке.
    Возникает из-за: разрушение веретена деление во время митоза или мейоза, выпадении цитокинеза, отсутствия редукционного деления во время мейоза

    • Анеуплоидия– увеличение числа хромосом, не кратное гаплоидному. Избыток или недостаток хромосом в одной гомологичной паре.
    Возникают из-за: нарушения конъюгации (хромосомы не расходятся и в одну гамету попадают обе гомологичные хромосомы, а в другую ни одной. Например, появление лишней хромосомы в 21-ой паре — синдром Дауна (слабоумие).

    Ответ: 21211

    Задача 4

    Установите соответствие между видами клеток и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ КЛЕТОК
    А) отсутствуют митохондрии, аппарат Гольджи и ЭПС
    Б) ядро с ядерной мембраной и порами
    В) клеточная стенка отсутствует
    Г) кольцевая ДНК
    Д) генетический аппарат представлен нуклеоидом
    1) животная
    2) бактериальная

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Бактерии (прокариоты) – это самые древние существа на планете, имеющие определенные особенности в строении, которыми не обладают животные. Они состоят из: клеточной стенки, благодаря которой бактерия защищена. Защитной капсулы. Ядерного вещества. Именно в нем и находятся генетические данные, которые имеет бактерия. В этом заключается одна из особенностей, так как животное имеет оформленную органеллу, содержащую ДНК. Жгутиков, служащих средством, благодаря которому бактерия передвигается. Одноклеточные бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому функцию передачи данных выполняет определенная внутриклеточная область, которая называется нуклеоидом. Жидкость, в которой содержатся все составляющие клетки, окружена капсулой. Одна из особенностей строения прокариотов заключается в том, что при необходимости они могут изменять свою форму (спорообразование), а после окончания неблагоприятных воздействий принимать стандартную. Животное не обладает такими возможностями.

    Ответ: 21122

    Задача 5

    Установите соответствие между типами постэмбрионального развития и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    А) характерно для ряда насекомых, рыб и земноводных
    Б) рождаются организмы, отличающиеся от взрослых размерами, но имеющие все органы взрослой особи
    В) появившийся на свет организм по строению и образу жизни отличается от взрослых особей
    Г) молодая особь мало чем отличается от взрослого организма и ведёт тот же образ жизни, что и взрослые
    Д) может быть с полным и неполным превращением
    1) прямое
    2) непрямое

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию. Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых беспозвоночных (малощетинковых червей, пауков и др.). При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того, чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма — превращение или метаморфоз. Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных: большинства беспозвоночных (плоских и круглых червей, насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных.

    Ответ: 21212

    Задача 6

    Установите соответствие между видами деления клеток и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК
    А) образуются две диплоидные клетки
    Б) с его помощью образуются половые клетки
    В) два последовательных деления
    Г) осуществляется конъюгация
    Д) лежит в основе бесполого размножения
    1) митоз
    2) мейоз

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    В митозе одно деление, а в мейозе – два (из-за этого получается 4 клетки). В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация (тесное сближение гомологичных хромосом) и кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом), это приводит к перекомбинации (рекомбинации) наследственной информации. В анафазе первого деления мейоза происходит независимое расхождение гомологичных хромосом (к полюсам клетки расходятся двухроматидные хромосомы). Это приводит к рекомбинации и редукции. В интерфазе между двумя делениями мейоза удвоения хромосом не происходит, поскольку они и так двойные.

    Ответ: 12221

    Задача 7

    Установите соответствие между зародышевым листком и тканями и органами, которым он даёт начало: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ТКАНИ И ОРГАНЫ ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК
    А) кожный эпителий и его производные
    Б) опорно-двигательная система (кости, хрящи, мышцы)
    В) нервная система и рецепторы
    Г) кровеносная и лимфатическая системы (в т. ч. кровь и лимфа)
    Д) половая система
    1) эктодерма
    2) мезодерма

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Из эктодермы образуются: эпителиальная ткань, нервная ткань, кожные покровы, производные кожи (ногти, волосы, сальные и потовые железы, эмаль зубов), нервная система, органы чувств, роговые чешуи, гипофиз, эпифиз

    Из мезодермы образуются: мышечная ткань, соединительная ткань (кровь, лимфа, тканевая жидкость), хрящевой и костный скелет, кровеносные сосуды, почки, сердце, органы половой системы, надпочечники, семенники, яичники

    Их энтодермы образуются: эпителиальная ткань, выстилающая органы пищеварительной, дыхательной (альвеолы), мочевыделительной, половой систем пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа), внутренние слизистые покровы, лёгкие, щитовидная железа

    Ответ: 12122

    Задача 8

    Установите соответствие между органическими соединениями и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    СОЕДИНЕНИЕ ГРУППА
    А) глюкоза
    Б) целлюлоза
    В) фруктоза
    Г) крахмал
    Д) гликоген
    1) моносахариды
    2) полисахариды

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Моносахариды состоят из одной молекулы и представляют собой твердые кристаллические вещества, растворимые в воде, сладкие на вкус: глюкоза, фруктоза. Еще одной разновидностью углеводов являются полисахариды. Это наиболее сложный тип соединений. Состоят они из большого количества моносахаридов (основной их компонент — глюкоза): целлюлоза, крахмал, гликоген.

    Ответ: 12122

    Задача 9

    Установите соответствие между органоидами и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОИДЫ
    А) внутренняя мембрана образует кристы
    Б) внутренняя полость — матрикс
    В) обеспечивает фотосинтез
    Г) внутренняя полость — строма
    Д) внутренняя мембрана образует тилакоиды
    Е) обеспечивает синтез АТФ
    1) 1
    2) 2

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке 1 изображена пластида, это видно по тилакоидам, которые расположены в виде гран в этом органоиде. Полость, заполненная жидкостью, в которой расположены тилакоиды называется строма. На рисунке 2 – митохондрия, это понятно по кристам которые расположены внутри органоида. Полость, заполненная жидкостью, в которой расположены кристы называется матрикс. Пластиды, а именно хлоропласты участвуют в процессе фотосинтеза. Митохондрии обеспечивают клеточное дыхание и являются энергетическими станциями клетки.

    Ответ: 221112

    Задача 10

    Установите соответствие между веществами и методами биотехнологии, с помощью которых их получают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ВЕЩЕСТВА МЕТОДЫ БИОТЕХНОЛОГИИ
    А) человеческий инсулин
    Б) оспенно-гепатитная вакцина
    В) пищевой белок
    Г) глюкозно-фруктозные сиропы
    Д) фактор некроза опухолей
    Е) синтетические подсластители
    1) микробиологический синтез
    2) генная инженерия

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Микробиологический синтез — синтез структурных элементов или продуктов обмена веществ микроорганизмов за счёт присущих микробной клетке ферментных систем. При микробиологическом синтезе, как и любом органическом синтезе, сложные вещества образуются из более простых соединений. Микробиологический синтез следует отличать от брожения, в результате которого тоже получаются различные продукты микробного обмена (к примеру, спирты, органические кислоты), но преимущественно за счёт распада органического вещества. Значительная часть продуктов, образующихся в ходе микробиологического синтеза обладает физиологической активностью и представляет практическую ценность для народного хозяйства. Генная инженерия является совокупностью способов, приемов и технологий выделения из клеток или организма генов, получения рекомбинантных РНК и ДНК, осуществления различных манипуляций с генами, а также введения их и в другие организмы. Эта дисциплина способствует получению желаемых характеристик изменяемого организма.

    Ответ: 221121

    Задача 11

    Установите соответствие между характеристиками и видами постэмбрионального развития организма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВИДЫ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    А) происходит без метаморфоза
    Б) из яйца выходит личинка
    В) характерно для бабочек, мух, пчёл, жуков
    Г) появившийся организм похож на взрослую особь
    Д) происходит с полным или неполным метаморфозом
    1) прямое
    2) непрямое

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию. При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того, чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма — превращение или метаморфоз. Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от личиночной стадии к взрослой форме. Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных: большинства беспозвоночных (плоских и круглых червей, насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных. Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным метаморфозом) и с неполным превращением (с неполным метаморфозом). При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая питается, растет, затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое насекомое (имаго). Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых (жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчел, ос, шмелей).

    Ответ: 12212

    Задача 12

    Установите соответствие между процессами и фазами мейоза, обозначенными на схеме цифрами 3, 5 и 9: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРОЦЕССЫ ФАЗЫ МЕЙОЗА
    А) происходит редукция числа хромосом
    Б) у каждого полюса клетки находится гаплоидный набор хромосом; хромосомы однохроматидные
    В) к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы
    Г) формирование ядер, деление цитоплазмы
    Д) количество генетического материала в клетке — n2c
    Е) к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды
    1) 3
    2) 5
    3) 9

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке следующие обозначения: 3 – анафаза 1, 5 – телофаза 1, 9 – анафаза 2.

    Анафаза 1(2n4c), но у полюса 1n2с

    1. Нити веретена деления укорачиваются

    2. Гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид, растягиваются к полюсам клетки

    3. Бивалентов больше нет теперь самостоятельные есть хромосомы из двух хроматид!

    4. У полюсов — гаплоидные наборы хромосом.

    5. Так происходит редукция числа хромосом, т.е. уменьшение их вдвое – образование гаплоидного набора хромосом у каждой клетки впоследствии

    Телофаза 1 (1n2с) у каждого ядра

    1. Образование двух ядер на полюсах клетки

    2. Деспирализация ДНК/хромосом

    3. Формируются два ядра с гаплоидным набором хромосом и удвоенным количеством ДНК.

    4. Формируется ядерная оболочка на некоторое время.

    5. 2 гаплоидные и генетически уникальные клетки

    Анафаза 2 (2n2c) у полюсов (1n1c)

    1. Нити веретена деления укорачиваются

    2. Хроматиды хромосом растягиваются к полюсам клетки
    Хроматиды теперь самостоятельные хромосомы!

    Ответ: 131223

    Задача 13

    Установите соответствие между примерами и видами изменчивости: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
    А) появление в одном соцветии у сирени цветков с пятью лепестками вместо четырёх
    Б) рождение ребёнка с синдромом Дауна у здоровых родителей
    В) развитие листовых пластинок различной формы у стрелолиста
    Г) образование загара у человека
    Д) увеличение массы тела при несбалансированном питании
    Е) рождение ребёнка с первой группой крови у родителей, имеющих вторую группу крови
    1) фенотипическая
    2) генотипическая

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Наследственная (генотипическая) изменчивость связана с изменениями генотипа. Генотип – совокупность генов, кодирующих все признаки организма определенного вида. Возникают у отдельных особей.

  • Мутационная — обусловлена мутациями
  • Комбинативная — из-за кроссинговера в профазе мейоза 1, случайного расхождения хромосом в анафазе 1 и случайного сочетания хромосом при оплодотворении

    Ненаследственная (модификационная) изменчивость — связана с изменениями фенотипа. под влиянием среды (температура, влажность, освещение, пища). Возникает из-за смены условий существования вида, она затрагивает изменения только фенотипа, поэтому по наследству не передается. При возвращении прежних условий среды, вновь приобретенные признаки исчезают. Фенотип – совокупность всех внешних признаков организма (морфологических, физиологических, биохимических, гистологических, анатомических, поведенческих).

  • Ответ: 221112

    Задача 14

    Установите соответствие между характеристиками и видами изменчивости (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
    А) фенотип изменяется под действием факторов внешней среды
    Б) предсказуема и обратима
    В) фенотип изменяется вследствие изменения генотипа
    Г) носит массовый характер
    Д) источник материала для естественного отбора
    Е) носит случайный характер
    1) 1
    2) 2

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке 1 обозначена мутационная изменчивость — черепашка с двумя головами. При такой изменчивости изменяется генотип, а потом фенотип. Она случается внезапно и случайно, вследствие возникновения мутаций. Такая изменчивость служит базой для естественного отбора.

    На рисунке 2 обозначена фенотипическая изменчивость — разные по размеру и локализации листья у растения Стрелолист. Она возникает из-за изменений условий среды, поэтому носит массовый характер. По наследству не передается и при возвращении прежних условий признаки исчезают.

    Ответ: 221211

    Задача 15

    Установите соответствие между клетками (на рисунке обозначены цифрами 1 и 2) и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСОБЕННОСТИ КЛЕТКИ
    А) пластиды
    Б) центриоли
    В) крупные вакуоли
    Г) клеточная стенка
    Д) гетеротрофный способ питания
    Е) резервный углевод — гликоген
    1) 1
    2) 2

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке 1 изображена животная клетка, на рисунке 2 – растительная.
    Растительная клетка отличается большой по размеру вакуолью.

    Для животной клетки характерен гетеротрофный тип питания (она питается готовыми органическими веществами), а растительная клетка может самостоятельно образовывать органические вещества (за счет фотосинтеза, который происходит на пластидах), поэтому она автотроф.

    У растительной клетки запасающее вещество крахмал, у животной – гликоген.

    У растительной клетки оболочка – клеточная стенка, у животной – клеточная оболочка (плазматическая мембранаклеточная мембранаплазмалемма).

    Ответ: 212211

    Задача 16

    Установите соответствие между растениями (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2) и особенностями их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЯ
    А) образуются плоды
    Б) гаметофит развивается на спорофите
    В) размножается спорами
    Г) гаметофит (заросток) прикрепляется к почве ризоидами
    Д) для оплодотворения необходима влага
    Е) размножается семенами
    1) 1
    2) 2

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке 2 изображен кактус, он может образовывать плоды, поэтому размножается семенами. На рисунке 1 изображен папоротник, который может размножаться спорами. Его гаметофит (заросток) прикрепляется к почве ризоидами. Для оплодотворения необходима вода.

    Ответ: 221112

    Задача 17

    Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРОЦЕССЫ СТАДИИ КЛЕТОЧНОГО ЦИКЛА
    А) интенсивный рост клетки
    Б) конъюгация и кроссинговер
    В) активный синтез всех видов РНК
    Г) репликация ДНК
    Д) спирализация хромосом
    Е) редукция числа хромосом
    1) интерфаза
    2) мейоз

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Интерфаза – это подготовка к самому процессу деления клетке. Она заключается в том, что происходит интенсивный рост клетке, репликация (удвоение) ДНК, и синтез всех видов РНК. Мейоз – это непосредственно сам процесс деления половой клетки, он состоит из двух периодов. В течении которых происходит конъюгация и кроссинговер хромосом (объединение и обмен участками хромосом), спирализация и редукция (уменьшение числа) хромосом.

    Ответ: 121122

    Задача 18

    Установите соответствие между организмами и способом их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОРГАНИЗМЫ СПОСОБ ПИТАНИЯ
    А) непентес
    Б) дождевой червь
    В) синий кит
    Г) эвглена зелёная
    Д) клевер красный
    Е) водородные бактерии
    1) автотрофный
    2) гетеротрофный
    3) миксотрофный

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Автотрофы – это организмы, которые могут сами образовывать органические вещества: в основном это все растения (клевер красный), некоторые бактерии (водородные бактерии).

    Гетеротрофы — организмы, питающиеся готовыми органическими веществами: в основном это животные.

    Миксотрофы — организмы, по типу питания занимающие промежуточное положение между автотрофами и гетеротрофами. К ним относятся некоторые автотрофные растения, одновременно усваивающие и готовые органические вещества: непентес, эвглена зеленая.

    Ответ: 322311

    Задача 19

    Установите соответствие между молекулами и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ
    А) полимер, состоящий из аминокислот
    Б) в состав мономеров входит углевод
    В) полимер, состоящий из нуклеотидов
    Г) выполняет различные функции
    Д) содержит азотистые основания аденин, тимин, цитозин и гуанин
    Е) основа хромосом
    1) 1
    2) 2

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Полимер, состоящий из аминокислот – это белок, он изображен на рисунке 2. Белки выполняют огромное количество функций: каталитическая, строительная, запасающая и др. На рисунке 1 изображена молекула ДНК. Она содержит азотистые основания: аденин, гуанит, тими, цитозин. ДНК явялется полимером, который состоит из нуклеотидов.

    Ответ: 211211

    Задача 20

    Установите соответствие между особенностями и видами гамет, обозначенных на схеме цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСОБЕННОСТИ ВИДЫ ГАМЕТ
    А) подвижная клетка
    Б) содержит запас питательных веществ
    В) образуется в яичниках
    Г) содержит акросому
    Д) процесс образования называется овогенез
    Е) образуется в семенниках
    1) 1
    2) 2

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке 1 изображен сперматозоид. Длина сперматозоида равняется 55 мкм, ширина – 3,5 мкм, а высота – 2,5 мкм. Такие небольшие размеры, а также особая структура сперматозоида, вероятно, обусловлены тем, что ему необходимо быстро передвигаться. В строении сперматозоида выделяют акросому. Акросома – это видоизмененная лизосома. Она представляет собой мембранный пузырек, внутри которого находятся около 15-ти литических энзимов. Они необходимы для того, чтобы оболочка яйцеклетки растворилась, и сперматозоид смог проникнуть в нее. Образование сперматозоидов происходит в семенниках. На рисунке 2 изображена яйцеклетка. Она в противоположность сперматозоиду имеет большие размеры, так как содержит большой запас питательных веществ. Яйцеклетка образуется в яичниках путем овогенеза.

    Ответ: 122121

    Необходимые знания для решения задания

    Для решения задания важно ориентироваться в генетической терминологии, знать генетические законы, наследование групп крови и типы взаимодействия генов, а также уметь анализировать родословные.

    Вопросы, ответы на которые помогут в решении 6 задания:

    1. Что такое моногибридное и дигибридное скрещивание?
    2. Что такое доминантный и рецессивный признак?
    3. Что такое генотип и фенотип?
    4. Как записать генотип гомозиготы, гетерозиготы, дигетерозиготы?
    5. Что такое анализирующее скрещивание?
    6. Кто такие чистые линии?
    7. Закон единообразия гибридов первого поколения (1 закон Менделя). Какое потомство мы ожидаем при скрещивании чистых линий?
    8. Закон расщепления признаков (2 закон Менделя). Какое расщепление по генотипу и фенотипу проявляется?
    9. Закон независимого наследование признаков (3 закон Менделя). Какое расщепление по фенотипу проявляется?
    10. Полное доминирование и неполное доминирование. В чем отличие и какое соотношение по генотипу и фенотипу проявляется в каждом случае?
    11. Сцепленное наследование признаков. Что значит «гены сцеплены»? Чем отличается полное и неполное сцепление?
    12. Сцепленное с полом наследование признаков.
    13. Как наследуются группы крови? Какие могут быть генотипы у человека с 1, 2, 3 и 4 группой?
    14. Анализ родословной. Как понять доминантный или рецессивный признак? Как определить сцеплен признак с полом или нет?

    Советы по оформлению ответа в бланк

    1. Еще раз вернись и внимательно проверь, что нужно указать в ответе!
    2. Напиши ответ в виде цифр, без пробелов, без знаков «:», «%» и так далее.
    3. Не пугайся, если после составления скрещивания, ты получаешь ответ «0». Это тоже ответ и он имеет место быть!

    Примеры решения задания №6

    Пример 1. Какова вероятность (%) рождения кареглазых детей у гетерозиготных родителей с карими глазами? В ответ запишите только соответствующее число.

    Из условия задания делаем вывод, что цвет карих глаз доминирует, так как родители гетерозиготны (имеют разные аллели одного гена) по этому признаку. Голубые глаза — это рецессивный признак. Составим краткую схему скрещивания:

    Мы получили 4 группы детей (100%), из которых 75% имеют карий цвет глаз и 25% голубой цвет глаз.

    Вернемся к условию задачи. Нам необходимо указать вероятность рождения кареглазых детей. Вероятность 75%, в ответ записываем только число!

    Ответ: 75