Критик Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» размышляет о драме А. Н. Островского «Гроза» и о ее героях.
Он называет Катерину не лучом света в темном царстве, а обычным явлением в нашем мире.
Писарев согласен с Добролюбовым, что Катерина ‒ чувственная и нежная натура, искренняя и страстная. Но критик задает читателям ряд вопросов: Можно ли назвать любовью чувство, которое разгорелось от одного взгляда? Почему же совестливая Катерина отказалась от своих принципов при первой удобной возможности?
По мнению Писарева, рассуждения и поступки Катерины расходятся, и он не понимает причин этих поступков. «Жестокость семейного деспота, фанатизм старой ханжи, несчастная любовь девушки к негодяю, порывы отчаяния, ревность, мошенничество, буйный разгул, воспитательная розга, воспитательная ласка, тихая мечтательность — вся эта пестрая смесь чувств, качеств и поступков.. . сводится, по моему мнению, к одному общему источнику, который не может возбуждать в нас ровно никаких ощущений, ни высоких, ни низких. Все это различные проявления неисчерпаемой глупости» ‒ так умозаключает критик, тем самым принижая глубокую мысль, которую несет драма. Согласно его мнению, драма просто обличает народную глупость.
Писарев в противовес Добролюбову, утверждает, что Катерину нельзя назвать «лучом света в темном царстве». Она не сделала ничего хорошего, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. Этот молчаливый бунт не делает ничего положительного ни ей, ни ее окружению.
Её самоубийство тоже ничего не изменило. Даже признание в своих грехах Катериной было сделано под воздействием грозы. Гроза ‒ это наказание Бога, а Катерина, так боясь наказания, покончила жизнь самоубийством. В этом большое противоречие ее мыслей и действий.
Писарев называет Катерину явлением «бесплодным», а не светлым.
Многие считают, что такое отношение к драме «Гроза» вызвано противостоянием двух критиков ‒ Добролюбова и Писарева, из-за которого отзыв Писарева стал далеко не положительным.