Статья Мильон терзаний, конспект кратко

И. А. Гончаров посредством критической статьи дал оценку комедии “Горе от ума”.

Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается свежестью и крепкой живучестью.

Вся пьеса представляет кругом знакомых читателю лиц. Одни ценят в комедии картину московских нравов. Другие дорожат солью языка, живой сатирой – моралью. Но “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва.

Фактически сразу публика разнесла рукопись на клочья, на стихи. Соль, эпиграмма, разговорный стих никогда не умрут, как и сам живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь в свой замок. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.

Герой Чацкий не только умнее всех прочих лиц. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Он, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом всё его значение, и весь “ум”.

Фамусов чертит ему такой грубый и уродливый рисунок раболепства, что Чацкий не вытерпел и в свою очередь сделал параллель века “минувшего” с веком “нынешним”. Завязывается борьба, важная и серьёзная, целая битва. На чьей стороне победа? По пословице “Один в поле не воин”? – Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик, и – всегда жертва.

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Эта борьба его истомила. Он ослабел от “мильона терзаний”. Его роль – роль страдательная, хотя она в то же время и всегда победительная. Он действовал один день, но последствия отразились на всей Москве и России. Он брызнул на заглохшую почву живой водой.