Краткое содержание Тургенев Хорь и Калиныч
Рассказ входит в сборник Записки охотника
Мужчины губернии Орлова и Калуги очень сильно отличаются. Мужчины Орлова имеют маленький рост, сутулость и угрюмость. При этом такие мужчины живут с семьей в избах. Мужчины Калуги живут в домах, сделанных из сосны. При этом отличаются высоким ростом, чистым лицом. При этом такие мужчины больше занимаются торговлей и надевают сапоги.
Рассказчик во время охоты познакомился с помещиком по имени Полутыкин. Полутыкин во время разговора пригласил своего нового знакомого в свой дом, переночевать. По пути домой они заехали к знакомому Полутыкина Хорю. Хорь жил в большой усадьбе. По прибытию выяснилось, что Хоря нет дома. Гостей встретил его сын Федя. В доме было чисто. Через некоторое время подъехали и остальные сыновья. Их было 6 человек. Не застав дома самого Хоря гости выехали в город.
Рассказчику было интересно, почему Хорь живет далеко от села. Выясняется, что 25 лет назад Хорь попал под пожар и спросил разрешения у старшего Полутыкина переселиться возле топи. При этом отец Полутыкина потребовал оброк в уплату. Хорь заплатил ему 50 рублей. Живя вдоль болота, Хорь стал богаче и сейчас платит 100 рублей.
Рассказчик и Полутыкин на утро двинулись на охоту. По дороге 2 друга решили остановиться и взяли с собой Калиныча. У Калиныча был мягкий и развеселый характер. Полутыкин ежедневно ходил с ним на охоту. В полдень все отправились на пасеку к Калинычу. Там гости попробовали свежий мед.
На вытекающий день рассказчик самостоятельно вышел на охоту. Поскольку Полутыкин уехал в город. По дороге рассказчик зашел к Хорю. На этот раз он был дома. Хорь был лысым мужчиной с низким ростом. Пообщавшись с Хорем, гость остался переночевать у него на сеновале. Наутро за завтраком в дом вошел Калиныч и принес с собой землянику для Хоря. Рассказчик остался еще на 3 дня в доме у Хоря. Калиныч и Хор прекрасно общались между собой. Хорь за годы построил крепкую и большую семью, при этом разбогател. А Калиныч перебивался кое – как. Калиныч был уже женат, детей у них не было. Хорь был общественным человеком. А Калиныч любил общаться с природой и пчелами.
Рассказчик рассказал, что когда – то жил за границей. Хорь и Калиныч начали расспрашивать об обычаях и устоях в заграничных странах. Хоря интересовало общество. А Калиныча больше всего заинтересовали рассказы о городе и природе. Хорь имел большие знания о жизни и обществе, несмотря на то, что не умел читать. А Калиныч отличался чтением различных книг. В отличие от Калиныча Хорь терпеть не мог женщин. По этой причине он был в разводе. Вот так интересно прошли 3 дня у рассказчика, которые он провел дома у Хоря. После 3 дней Полутыкин отправил за своим другом повозку.
Подробный пересказ рассказа Хорь и Калиныч
Существенная разница есть между мужиками Орловской и Калужской губерний и деревнями, где они живут. Орловские — мелкие, невеселые, живут в плохих избах, носят лапти, место жизни — овраги, плохие пруды, а калужские ростом высоки, лицом белы, живут в сосновых просторных, хороших избах, окруженных лесами. Будучи охотником, автор отмечает, что для этого занятия Калужская губерния подходит больше.
В связи со страстью к охоте познакомился рассказчик с помещиком Полутыкиным, человеком хорошим, но со странностями: повторял все время несмешной анекдот, сохранял отношения со всеми родителями неудавшихся невест, собаку свою назвал Астрономом.
В день знакомства Полутыкин пригласил переночевать рассказчика, а по пути из-за дальнего расстояния предложил зайти к мужику, которого все называют Хорем. В крепкой, хорошей усадьбе гостей встретил сын Хоря, Федор, высокий и красивый парень, который пригласил барина и его спутника в дом, предложив квасу, и распорядился приготовить тележку. После добротного угощения в виде хлеба и кваса гости вышли во двор. Шесть молодых великанов, все дети Хоря, стояли вокруг заложенной телеги.
По пути Полутыкин предлагает посмотреть неработающую контору и отведать ключевой воды, которую им подает, кланяясь в пояс, сторож Миняич.
Уже за ужином рассказчик расспрашивает Полутыкина о Хоре и узнает, что живет он отдельно, потому что когда-то его дом сгорел и он испросил разрешения у барина жить отдельно на болоте и платить оброк, который отдавал исправно даже больше, потому что трудился сам и вся семья в поте лица.
На другой день отправились охотники в угодья, по дороге Полутыкин знакомит рассказчика с Калинычем, который сразу же понравился рассказчику. Калиныч — первый помощник барина на охоте, другие дела он исполнять не успевает, кроме как содержать пчел, помогать барину ему в удовольствие. Калиныч — веселый и добродушный человек, любящий своего барина и относящийся к нему как к ребенку.
На другой день произошла встреча с Хорем, который в прошлый раз отсутствовал по занятости. Рассказчику Хорь внешне напомнил Сократа, во время беседы о посеве, урожае держался с большим достоинством, хотя выражал свою мысль непросто, мудрено, видно, не желая сказать лишнего, больше соглашался или уходил от прямого ответа. Из беседы ясно, что Хоря устраивает жизнь при барине, он всем доволен. Барину нравится у Хоря, и он просит остаться на ночевку в сарае, Хорь приказывает постелить на сене рассказчику. Утром его будит Федя, любимец Хоря. Сам Хорь стал более доброжелателен к рассказчику, их беседа за самоваром о семье хозяина, которая живет вместе с ним: и сыновья, и их жены. Не женат из старших только Федор, который о женитьбе отзывается с большим неудовольствие, хотя воле отца, если что, перечить не будет.
Вскоре дом Хоря посещает Калиныч, который приходит с земляникой, для своего друга Хоря. Этой дружбой рассказчик очень удивлен, так как Хорь и Калиныч очень разные: Хорь практичный, прагматичный, рассудительный, с крепкой семьей, строгим отношеним к деньгам и их накоплению, Калиныч романтичный, мечтательный, без семьи, цену накоплению не знающий и к нему не стремящийся. Такие разные они были, но друг друга уважали, хотя Хорь над Калинычем подтрунивал, однако всегда ему помогал. Для Хоря важным было люди, общество, а Калиныч любил природу, ладил с ней, понимал ее язык, обладал уникальными способностями, которые деловитый Хорь признавал. И тот, и другой обладали жизненным опытом, но он был разный: Хорь старался быть лучше других, а Калиныч был больше наблюдателем за людьми. Так он рассказывает историю о том, почему мужики не хотят покупать косы по простой схеме, а предпочитают брать их, торгуясь, поигрывая будто, у мещанина-продавца, который явно на них наживается.
Мужики расспрашивают о жизни рассказчика, но их интересует разное: Хорь любопытствует о том, как живут люди в другом государстве, а Калиныч интересуется водопадами, архитектурными красотами. Хорь разумен в таких беседах, крепок в своих убеждениях, как русский человек. В связи с этим рассказчик упоминает Петра Первого, в котором видит преобразователя.
Хорь умен, но читать не умеет, как и его сыновья, кроме Феди, Калиныч же грамоте обучен.
Хорь ироничен по отношению к своим невесткам и вечно бранящейся жене, которая его побаивается, ироничен к Калинычу, чем вызывает даже его раздражение, когда говорит с ним о его отношении к барину и достатку, в усадьбе Хоря нет идеального порядка, как на пасеке у Калиныча – все это рассказчик называет предрассудками, которые есть у Хоря. На замечания рассказчика Хорь реагирует просто – рекомендует ему заниматься охотой и менять почаще старосту, раз сам охотиться, а хозяйством не занимается.
Рассказчик покидает дом Хоря, его провожает Калиныч, поющий песню. На другой день рассказчик покидает гостеприимный дом Полутыкина.
Встреча рассказчика с Хорем и Калинычем – это как путешествие в патриархально-деревенский мир, который населяют разные люди, живущие в соответствии с простыми правилами жизни, как объединяющими их, так и разъединяющими. Романтичное, безусловно — природное, лишенное всякой прагматичности начало в Калиныче определяет его как человека творческого, открытого сердцем и душой миру, созерцателя. Хорь – человек другого типа, сократовское начало в нем не только внешнее, его отношение к жизни основано на силе, проявлении возможностей, сопряженных с умом. Как два столпа мира, на которых держится жизнь, видит их рассказчик, никому не отдавая предпочтения. Разные люди, разные судьбы – учиться у них жить по правде, по совести, по естеству своему природному без погони за мнимым счастьем учить Тургенев своего читателя.