Краткое содержание Царь Эдип Софокла
Некогда Фивами управлял Лаий, супругой его была прекрасная Иокаста. Но в один день узнал он от оракула о том, что настанет день, когда появится на свет у него приемник, и погибнет он от его руки. Когда у него родился наследник, он забрал его у царицы, передав одному из пастухов, он приказал отнести его в горы близ Киферона, чтобы малютку съели дикие животные. Пастух сжалился над ребенком и передал его одному из жителей киферонского государства, а тот доставил ребенка в царский дворец. У владыки коринфских земель не было детей, поэтому он принял подкидыша, и вырастил, как кровного сына, дав ему имя Эдип.
Юноша возмужал, стал умным и сильным, он считал себя родным сыном своего отца, но сплетни народа говорили другое. У оракула Эдип попытался выяснить чей же он сын на самом деле, а тот лишь сказал, что его судьба заключена в том, что он придаст смерти своего отца и скрепит жизнь свою узами брака с собственной матерью. Испугавшись пророчества, юноша сбежал из Коринфа.
На перепутье одной из дорог он случайно встретил колесницу. Ей управлял пожилой мужчина, горда осанка которого, говорила о его знатном происхождении. Не успев увернуться от колесницы, Эдип попал под удар стрекала этого мужчины, на что в ответ удар его посохом и убил, так же в драке он убил всех его слуг, кроме одного, который успел спастись бегством. Подобные драки на дороге в то время были достаточно распространенным явлением, поэтому особого значения им не предавали.
Далее дорога привела Э. к Фивам. Городские жители находились в страхе, так как перед городом на одной из скал поселилась Сфинкс, женщина с львиной головой. Чудовище всем путникам загадывало загадки, не услышав верного ответа, оно убивало людей. Эдипу оно тоже предстояло ответить на заветный вопрос Сфинкса: « Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех ногах?». Э. ответил, что это люди, в разные этапы своей жизни, так будучи малютками, они ползают на четвереньках, во взрослом возрасте им нужны две ноги для хождения, а в старости нужны ноги и трость. Сфинкс в ярости сбросилась со скалы, так как отгадка оказалась верной.
Восхищаясь остротой ума Эдипа, народ Фив провозгласил его новым царем, ведь Лаий погиб при загадочных обстоятельствах в дороге, по пути к оракулу, надеясь найти способ победить чудовище. Так же народ предложил Э. жениться на вдове Иокасте, так все и случилось. Спустя многие годы, на город обрушивается несчастье: гибнет скот, сохнут урожаи хлеба, умирают люди. Народ молит Э. помочь ему, как и тогда, когда на них напала Сфинкс. Э. отправляет к оракулу своего верного слугу Креонта, брата своей супруги. Предсказатель говорит, что это наказание богов, за то, что убийца Лаия до сих пор не наказан. Э. объявляет свое решение, в котором обязуется найти убийцу прежнего царя, лишить его питья и еды, изгнать из родных земель и проклясть перед богами, не подозревая о том, что все это обращено к нему самому.
В Фивах живет слепой провидец Тиресий, Э. надеется, что он поможет ему найти убийцу. Но тот отказывается рассказывать ему все, Э. обвиняет его в пособничестве убийцам царя. Провидец в гневе, говорит что убийца- Э., и он должен казнить самого себя. Э. считает, что это Креонт приказал старцу наговорить на него напраслину, но тот стоит на своем, уверяя Э., что он живет сам того не зная в великом грехе уже много лет. Креонт в разговоре с Э., отрицает свое желание оклеветать повелителя, на их крики приходит царица Иокаста, она говорит, что не стоит верить всем пророчествам, ведь её мужу предрекали смерть от руки сына, а он пал жертвой разбойничьего нападения в дороге. Э. начинает подозревать, что именно он убил Лаия, он требует найти единственного свидетеля этого события, сбежавшего слугу.
Тут появляется вестник из коринфских земель, он сообщает о смерти царя и просить принять престол Эдипа. Э. непреклонен, ведь пока жива его мать- царица Коринфа, вторая часть пророчества может сбыться, он отказывается править Коринфом. И вестник сообщает, что он был неродным сыном для коринфской семьи, что его передал пастух на горах близ Киферона. Э. с криками обращается к жене, что за пастух, и чей он сын на самом деле. Иокаста уже все поняла, она убегает во дворец. Слуги приводят старого пастуха, свидетеля убийства Лаия, оказывается, что именно он передал младенца Э., тогда на горах в соседнее государство.
Э. кричит, что проклят он, его брак рождение детей — есть проклятие, с этими словами он бросается во дворец к жене. Икасту он находит повешенной, вытаскивая из её украшений острую брошь, он решает выколоть свои глаза, так как не может лицезреть собственного позора. Он желает стать изгнанником, но Креонт просит его остаться править, однако Э. непреклонен, он прощается с детьми и уходит из Фив.