Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте по 17 заданий.
1 вариант
1. Укажите неверное утверждение.
а) Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст и правила их построения.
б) Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
в) Зависимое слово всегда связывается с главным в словосочетании по смыслу и грамматически.
г) Ошибки в расстановке знаков препинания называются пунктуационными.
2. Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.
Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.
а) перед щенком
б) перед щенком сидит
в) на пне сидит
г) большая стрекоза
3. Укажите словосочетание.
а) удивил и поразил
б) земля бела
в) добрым утром
г) я знаю
4. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.
а) произносить громко
б) совсем неудачно
в) ветки сирени
г) двигался к реке
5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.
а) издатель книг
б) тренировался на стадионе
в) пение соловья
г) шелест листьев
6. Укажите неверное утверждение.
а) В конце побудительных и повествовательных предложений нельзя ставить восклицательный знак.
б) По цели высказывания предложения бывают повествовательными, побудительными, вопросительными.
в) Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.
г) По наличию или отсутствию второстепенных членов можно различить распространённое и нераспространённое предложения.
7. Найдите повествовательное предложение.
а) Памяти павших будьте достойны!
б) Кто желает выступить на празднике?
в) Закружилась листва золотая.
г) Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?
8. Укажите предложение с одним главным членом.
а) Уходит зима.
б) Прекрасное утро.
в) Берега живописные.
г) Дождь — мелкие брызги.
9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.
а) У ставшие путники видели вокруг только пустыню.
б) Вещь мы изготовили из простого материала.
в) Учёный теперь находился в лаборатории.
г) Дом озарил резкий свет молнии.
10. Укажите предложение, в котором есть определение.
а) Ветер раскачивает деревья.
б) Ночь заглядывает в окна.
в) Вдали блеснул огонёк.
г) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.
11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.
а) В лесу прижилась ласковая осень.
б) С грустью падали высохшие листья на землю.
в) Пряный аромат растений радовал людей.
г) При ветре леса шумят океанским гулом.
12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство места.
а) В сентябре идут сильные дожди.
б) Золотая осень наряжает землю.
в) В кронах деревьев заснули птицы.
г) Передайте от меня привет родным местам.
13. Найдите нераспространённое предложение.
а) Прохлада освежает и бодрит.
б) Почти рассвело.
в) Снова замерло всё до рассвета.
г) Пепельные тучки.
14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
а) Врач благородная профессия.
б) Небо высоко и прозрачно.
в) Он человек без совести.
г) Изумительны летние вечера.
15. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.
а) Ты не забывай писать родителям.
б) Я люблю тебя Россия.
в) Дети участвуют в озеленении пришкольного участка.
г) Территории эти пострадали от лесных пожаров.
16. Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.
а) Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.
б) Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой.
в) Промелькнула короткая осень и нам взгрустнулось.
г) Закружила зима в воздухе белыми хлопьями и зашумели метели.
17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.
а) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.
б) Он поделился своими размышлениями о творчестве.
в) Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.
г) Поведай ты мне эту легенду.
2 вариант
1. Укажите неверное утверждение.
а) Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
б) Зависимое слово в словосочетании связывается с главным только по смыслу или по смыслу и грамматически.
в) Грамматическая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
г) Словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
2. Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.
Птенец с трудом держится в воздухе короткое время.
а) птенец держится
б) с трудом держится
в) держится в воздухе
г) короткое время
3. Укажите словосочетание.
а) играть в снежки
б) на улице
в) зима — королева
г) дождь моросит
4. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.
а) броситься за щенком
б) ветра свист
в) выполнял неумело
г) немного неточно
5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.
а) радостный миг
б) налево от дома
в) стремиться вперёд
г) прогулка по лесу
6. Укажите неверное утверждение.
а) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются невосклицательными.
б) Грамматическая основа предложения не всегда состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого.
в) Для предложения характерна интонация конца предложения.
г) Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.
7. Найдите среди данных предложений побудительное.
а) Веет свежестью возле реки.
б) Между небом и землёй песня раздаётся.
в) А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?
г) Расскажи мне, друг, о твоём детстве.
8. Укажите предложение с одним главным членом.
а) Лес молчал.
б) Присядем на дорожку.
в) Пурга сильна, сердита.
г) Невероятно красива наша земля.
9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.
а) Шалаш разрушил ураган.
б) Проект студент защищал долго.
в) Курск — родной город.
г) Утро туманное.
10. Укажите предложение, в котором есть определение.
а) Неожиданно мы услышали шорох в кустах.
б) Возле нас оказался совёнок.
в) Шерсть на спине у кота поднялась.
г) Смотрится в воду нежная кувшинка.
11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.
а) Из тусклого тумана появляется солнце.
б) Розовый клевер прячет в траве свою круглую головку.
в) На поляне резвились тигрята.
г) Из воды выглянул забавный лягушонок.
12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство времени.
а) По опушкам леса выделяются проталины.
б) Вдруг с громким лаем выскочила большая собака.
в) Ранним утром далеко разносится гудок паровоза.
г) Мы вырастили на даче прекрасные фрукты.
13. Найдите распространённое предложение.
а) Поспели яблоки, груши и сливы.
б) Полный месяц.
в) Вечереет.
г) Бушует ветер.
14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
а) Свежа распустившаяся роза.
б) Ландыш хрупкий цветок.
в) Март богат сюрпризами.
г) Ярко на небе сверкали звёзды.
15. Отметьте вариант, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.
а) Экзотические животные участвовали в шоу.
б) Не трещите морозы в заповедном лесу.
в) Вы изучите всё серьёзно.
г) Ребята с интересом слушали экскурсовода.
16. Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.
а) Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые шишки.
б) Белочки смело выхватывают орешки из наших рук и тут же грызут их.
в) Потеплело и ледники растаяли.
г) Зима в тундре суровая и длится она две трети года.
17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.
а) Доброго здоровья люди.
б) В зарослях беспрестанно копошился какой-то зверёк.
в) До новой встречи произнёс журналист.
г) Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.
Ответы на тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация
1 вариант
1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-г, 10-г, 11-в, 12-в, 13-а, 14-а, 15-б, 16-б, 17-а.
2 вариант
1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-г, 11-б, 12-в, 13-б, 14-б, 15-б, 16-б, 17-в.