Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Проблемы социально-политической и духовной жизни. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания.
Часть 1
1. Слова «Свобода есть осознанная необходимость» принадлежат
1) Т. Гоббсу
2) Г. Гегелю
3) Ж.Ж. Руссо
4) Дж. Локку
2. Философская концепция, согласно которой в мире и в человеческой жизни всё предопределено роком и судьбой, называется
1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом
3. Одно из течений в философской мысли, которое уделяет большое внимание понятию «свободы» и определяет её как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей, называется
1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом
4. Точка зрения, утверждающая, что люди ничего не делают по собственной воле, а в зависимости от предвидения Божьего, принадлежит
1) М. Идену
2) М. Л. Кингу
3) М. Лютеру
4) Ф. Энгельсу
5. От времён Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе
1) воли
2) слова
3) совести
4) вероисповедания
6. Ж. П. Сартр и М. Хайдеггер, которые усматривали в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу свободу воли к своеволию, являются представителями
1) атеистического экзистенциализма
2) объективного идеализма
3) марксизма
4) анархизма
7. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность, называется
1) идеализмом
2) объективизмом
3) экстремизмом
4) фатализмом
8. Идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве первоосновы мира, противопоставляющее её объективным законам природы, называется
1) идеализмом
2) волюнтаризмом
3) рационализмом
4) фатализмом
9. Утверждение о том, что одно сознание свободы, без возможности её практического воплощения в деятельности является лишь иллюзией реальной свободы, характерно для представителей
1) объективного идеализма
2) экзистенциализма
3) марксизма
4) субъективного идеализма
10. К конституционным правам в России не относится:
1) свобода слова
2) свобода собраний
3) свобода действия
4) свобода совести
Часть 2
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На протяжении веков менялось философское понимание свободы. (Б) Так, на ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) под свободой чаще всего рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. (В) По мнению учёных, действующих в рамках социологического подхода, свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. (Г) Сторонники этико-психологического подхода рассматривают свободу как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «свобода».
Государство, воля, осознанная необходимость, независимость, ответственность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Вставьте пропущенное понятие.
__________ — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять намеченный выбор в рамках конкретных условий, ответственности и сознательности.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В __________ (А) экзистенциализма большое место занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как выбор __________ (Б) одной из бесчисленных __________ (В). Вопрос о свободе превращён экзистенциалистами в чисто этическую проблему и свобода понимается ими в духе крайнего __________ (Г), как __________ (Д) личности от __________ (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) личность
2) философия
3) индивидуализм
4) общество
5) свобода
6) коллектив
7) возможности
Часть 3
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы как ограничитель свободы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1) «Бороться за свободу законным образом можно только в том случае, если ей уже обладаешь» (Т. Котарбиньский).
2) «Для свободы все высоты достигаемы» (М. Горький).
3) «Свобода — это ответственность. Вот почему её все так боятся» (Дж. Б. Шоу).
Ответы на тест по обществознанию Свобода в деятельности человека
Часть 1
1-2
2-1
3-2
4-3
5-1
6-1
7-4
8-2
9-4
10-3
Часть 2
1. 1222
2. государство
3. свобода
4. 217354