Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.
Часть 1
1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности, называется
1) социальным статусом
2) национальным статусом
3) личной независимостью
4) правовым статусом
2. Предписанным статусом не является
1) пол
2) расовая принадлежность
3) образование
4) возраст
3. Достигаемым статусом не является
1) работа
2) образование
3) возраст
4) хобби
4. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется
1) статусом
2) признанием
3) престижем
4) достижением
5. Признание группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов называется
1) статусом
2) авторитетом
3) престижем
4) достижением
6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется
1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией
7. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств называется
1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией
8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется
1) конформизмом
2) популизмом
3) экстравагантным поведением
4) эмансипацией
9. Набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус в обществе, называется
1) социализацией
2) адаптацией
3) социальной ролью
4) социальным статусом
10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса
1) социальная адаптация
2) социальная стратификация
3) социализация
4) социальная мобильность
Часть 2
1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.
1) работник
2) друг
3) семьянин
4) гражданин
5) шахматист-любитель
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальный статус».
Предписанный, природный, достигаемый, приписываемый, прирождённый.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Социальная позиция
А) образование
Б) национальность
В) материальное положение
Г) пол
Социальный статус
1) предписанный статус
2) достигаемый статус
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным __________(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные __________(2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по __________(3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является __________(4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе __________(5) статусов является основой социальной __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) функция
Б) статус
В) рождение
Г) иерархия
Д) гражданин
Е) стратификация
Ж) социализация
Часть 3
1. Прочитайте отрывок из книги Ю. Волкова «Социология» и выполните задания.
«В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к чёткому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индия. Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причём представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определённым ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учёными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских «неприкасаемых». Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой ещё один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения — многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) -разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (чёрные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, чёрный африканец, который 19 лет провёл в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие — предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся ещё не у одного поколения граждан ЮАР.
Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединённых Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине ХХ в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах».
1) Используя текст и свои знания общественной жизни, дайте определение понятия «каста» и приведите не менее двух признаков кастовой социальной структуры общества.
2) Выберите из текста один социальный статус и напишите не менее двух социальных ролей, характерных для него.
2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой системы на сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли» (С. Смайлс).
2. «Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (С. Смайлс).
3. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» (Л. Толстой).
4. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н. Миклухо-Маклай).
Ответы на тест обществознанию Социальные статусы и роли
Часть 1
1-1, 2-3, 3-3, 4-3, 5-2, 6-2, 7-4, 8-1, 9-3, 10-4
Часть 2
1. 134
2. природный
3. 2121
4. БАВДГЕ