Тест по обществознанию Социальные статусы и роли 8 класс

Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.




Часть 1

1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее опреде­ленные права и обязанности, называется

1) социальным статусом
2) национальным статусом
3) личной независимостью
4) правовым статусом

2. Предписанным статусом не является

1) пол
2) расовая принадлежность
3) образование
4) возраст

3. Достигаемым статусом не является

1) работа
2) образование
3) возраст
4) хобби

4. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется

1) статусом
2) признанием
3) престижем
4) достижением

5. Признание группой людей или обществом личных и дело­вых качеств какого-либо из их членов называется

1) статусом
2) авторитетом
3) престижем
4) достижением

6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется

1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией

7. Процесс приспособления человека к меняющейся соци­альной среде с помощью различных социальных средств называется

1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией

8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется

1) конформизмом
2) популизмом
3) экстравагантным поведением
4) эмансипацией

9. Набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, зани­мающего определённый статус в обществе, называется

1) социализацией
2) адаптацией
3) социальной ролью
4) социальным статусом

10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса

1) социальная адаптация
2) социальная стратификация
3) социализация
4) социальная мобильность

Часть 2




1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.

1) работник
2) друг
3) семьянин
4) гражданин
5) шахматист-любитель

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальный статус».
Предписанный, природный, достигаемый, приписывае­мый, прирождённый.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данно­му в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Социальная позиция

А) образование
Б) национальность
В) материальное положение
Г) пол

Социальный статус

1) предписанный статус
2) достигаемый статус

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в со­ответствии с возрастом, полом, происхождением, профес­сией и другими показателями и предполагающее опреде­лённые права и обязанности, называется социальным __________(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные __________(2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по __________(3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ре­бёнка являются гражданами России, он тоже сразу является __________(4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и назы­ваются достигаемыми. К ним можно отнести статус руко­водителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе __________(5) статусов является основой социальной __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) функция
Б) статус
В) рождение
Г) иерархия
Д) гражданин
Е) стратификация
Ж) социализация

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из книги Ю. Волкова «Социология» и выполните задания.

«В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические тер­мины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратифи­кации, стремятся к чёткому сохранению границ между каста­ми, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся риту­альной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индия. Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиоз­ных принципах, эта система просуществовала почти три ты­сячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причём представители каждой касты и каждой джа­ти занимаются каким-то определённым ремеслом; так, брах­маны могут быть только священнослужителями или учёными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вай­шьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасае­мые, занимающиеся унизительным трудом.
Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских «неприкасаемых». Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечис­тым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень не­прикасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фи­гуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебо­роть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, кото­рые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриали­зация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
Южная Африка. До недавнего времени Южно-Афри­канская Республика являла собой ещё один пример общества, в котором социальная стратификация была основа­на на кастовой системе. Европейцы голландского происхож­дения — многочисленное национальное меньшинство, назы­вающее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они опреде­лили как апартеид (ah-PAR-tate) -разделение рас. Населе­ние страны разделялось на четыре расовые группы: европей­цы (белые), африканцы (чёрные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, рабо­тать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий междуна­родных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. афри­канеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую сис­тему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Афри­канской Республики был избран Нельсон Мандела, чёрный африканец, который 19 лет провёл в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие — предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся ещё не у одного поколения граждан ЮАР.
Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединённых Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые амери­канцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине ХХ в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресто­ранов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в обществен­ных местах».

1) Используя текст и свои знания общественной жизни, дай­те определение понятия «каста» и приведите не менее двух признаков кастовой социальной структуры общества.
2) Выберите из текста один социальный статус и напишите не менее двух социальных ролей, характерных для него.

2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой системы на сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собст­венной воли» (С. Смайлс).

2. «Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направ­ление с каждой переменой ветра» (С. Смайлс).

3. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» (Л. Толстой).

4. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н. Миклухо-Маклай).

Ответы на тест обществознанию Социальные статусы и роли
Часть 1
1-1, 2-3, 3-3, 4-3, 5-2, 6-2, 7-4, 8-1, 9-3, 10-4
Часть 2
1. 134
2. природный
3. 2121
4. БАВДГЕ