Тест по обществознанию Сфера духовной жизни 8 класс

Тест по обществознанию Сфера духовной жизни для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.

Часть 1

1. Общепринятым является деление культуры на

1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую

2. Какое из перечисленных понятий не используется при классификации потребностей человека?

1) биологические потребности
2) приоритетные потребности
3) духовные потребности
4) социальные потребности

3. Общие черты или формы, присущие всем культурам, на­зываются

1) культурными символами
2) духовными идеалами
3) культурными универсалиями
4) духовными приоритетами

4. Музей — это учреждение, которое

1) занимается собиранием, изучением, хранением и экс­понированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменно­сти для общественного использования, а также осуще­ствляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документаль­ные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших ко­гда-либо исторических событий

5. Архив — это учреждение, которое

1) занимается собиранием, изучением, хранением и экс­понированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменно­сти для общественного использования, а также осуще­ствляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документаль­ные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших ко­гда-либо исторических событий

6. Библиотека — это учреждение, которое

1) занимается собиранием, изучением, хранением и экс­понированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменно­сти для общественного использования, а также осуще­ствляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документаль­ные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших ко­гда-либо исторических событий

7. Верны ли следующие суждения о художественных образах в искусстве?

А. Художественные образы, будучи результатом вымысла, тем не менее всегда несут на себе отпечаток реально существующих явлений.
Б. Художественные образы — это чувственное воспроиз­ведение жизни, созданное с позиций автора.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Особая форма общественного сознания и практически ду­ховная ценность по освоению и воплощению эстетических ценностей

1) наука
2) образование
3) культура
4) искусство

9. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура представляет собой совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Б. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Филармония — это учреждение, которое

1) занимается собиранием, изучением, хранением и экс­понированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменно­сти для общественного использования, а также осуще­ствляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документаль­ные материалы
4) занимается организацией концертов и пропагандой му­зыкального искусства

Часть 2

1. Установите соответствие между известным деятелем искусства и видом искусства, в котором он получил извест­ность:

Деятели искусства

А) Алексей Толстой
Б) Олег Янковский
В) Зураб Церетели
Г) Алексей Рыбников

Виды искусства

1) музыка
2) скульптура
3) литература
4) театр, кино

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие духовность.
Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Расположите в иерархической последовательности — от низшему к высшему — следующие ценности.

1) ценности чувства жизни (здоровье и болезни, радость и печаль, мужество и страх и т.д.)
2) ценности чувственного восприятия (удовольствие и пр.)
3) нравственные ценности (добро и зло, долг, жалость к ближнему и пр.)
4) духовные ценности (прекрасное и безобразное, справед­ливое и несправедливое и т.д.)

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Что же входит в духовный мир человека? Прежде всего — __________(1), то есть потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о __________(2) и назначении своей жизни. Оно формирует и __________(3) человека — то есть совокупность умственных способностей и прежде всего способности получить новую информацию на основе той, которая у него уже имеется. Но духовный мир человека включает в себя и __________(4) — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действитель­ности. Ещё одним видом эмоциональных состояний являются __________(5), которые в зависимости от предметной сферы подразделяются на нравственные (любовь, дружба, патриотизм и пр.), эстетические (восторг, радость, отвращение, тоска и пр.) и интеллектуальные (любопыт­ство, сомнение, любознательность и пр.). Совокупность лучших личностных качеств человека характеризуется понятием __________(6). К числу её признаков следует отнести обострённое чувство социальной справедливости; личную порядочность и тактичность; терпимость к инако­мыслию; приобщенность к богатствам мировой и нацио­нальной культуры и пр.».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) интеллигентность
Б) свобода
В) интеллект
Г) эмоция
Д) чувство
Е) познание
Ж) смысл

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из произведения Рея Брэдбери «451° по Фаренгейту».

«Как всё это началось, спросите вы, — я говорю о нашей работе, — где, когда и почему? Началось, по-моему, примерно в эпоху так называемой гражданской войны, хотя в наших ус­тавах и сказано, что раньше. Но настоящий расцвет наступил только с введением фотографии. А потом, в начале двадцатого века, — кино, радио, телевидение. И очень скоро всё стало производиться в массовых масштабах… А раз всё стало массо­вым, то и упростилось, -продолжал Битти. — Когда-то книгу читали лишь немногие — тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвои­лось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопе­редач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Эта­кая универсальная жвачка. Вы понимаете меня, Монтэг?
— Кажется, да, — ответил Монтэг. Битти разглядывал узоры табачного дыма, плывущие в воздухе.
— Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!
— Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред.
— Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом ещё: десять-двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом»… огра­ничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочи­тать всех классиков! Не отставайте от своих соседей»… Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий.
Милдред встала и начала ходить по комнате, бесцельно переставляя вещи с места на место.
Не обращая на неё внимания, Битти продолжал:
— А теперь быстрее крутите плёнку, Монтэг! Быстрее!.. Со­кращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пере­сказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголо­вок! И через минуту всё уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! — ру­ками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, что­бы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненуж­ные, бесполезные мысли! <…>
— Срок обучения в школах сокращается, дисциплина па­дает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше време­ни, и, наконец, эти предметы заброшены совсем. Жизнь ко­ротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчи­вать гайки, пригонять болты? <…>
— Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть че­ловек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Органи­зуйте же, организуйте всё новые и новые виды спорта, сверх­организуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше. В результате неудовлетворённость. Какое-то беспокойство. Дороги запружены людь­ми, все стремятся куда-то, всё равно куда. Бензиновые бежен­цы. Города превратились в туристские лагери, люди — в орды кочевников, которые стихийно влекутся то туда, то сюда, как море во время прилива и отлива, — и вот сегодня он ночует в этой комнате, а перед тем ночевали вы, а накануне — я.
<…>
— Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любите­лей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальни­ков, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, брук­линцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать под­линно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избе­гать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, — не дай бог как-нибудь их задеть! Злонаме­ренные писатели, закройте свои пишущие машинки! Ну что ж, они так и сделали. Журналы превратились в разновидность ва­нильного сиропа. Книги — в подслащенные помои. Так, по крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Не удивительно, говорили они, что книг никто не покупает. Ночи­татель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре весе­лья, он оставил себе комиксы. Так-то вот, Монтэг. И всё это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны пра­вительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массо­вость потребления и нажим со стороны этих самых групп-вот что, хвала господу, привело к нынешнему положению. Теперь благодаря им вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово­рекламные издания… Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди То­ма». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!.. Жгите, жгите всё подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает»

1) Дайте определение понятия культура и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) В антиутопии американского фантаста Рея Брэдбери «451° по Фаренгейту» действие происходит в далёком будущем, когда вся литература, заставляющая людей мыслить, нахо­дится под строжайшим запретом тоталитарного государства. В отрывке рассказывается предыстория созданного Брэдбе­ри мира. Именно засилье массовой, потребительской куль­туры, согласно автору, привело к тому, что культурные за­просы граждан остались на уровне детей. Используя текст и свои знания из общественной жизни, приведите не менее трёх проблем развития культуры в современной России.

3) В приведённом отрывке высказывается предположение, что культура должна отвечать духовным запросам общест­ва, зависеть от вкусов потенциальных читателей. Соглас­ны ли вы с этим утверждением? Напишите свою точку зрения по этому вопросу и приведите два доказательства.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Культура — это то, что остаётся, когда всё остальное забыто» (Э. Эррио ).
2. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом» (Ф. Ницше).
3. «Культура начинается с запретов» (Ю. Лотман).
4. «Умирая, культура превращается в цивилизацию» (О. Шпенглер).

Ответы на тест обществознанию Сфера духовной жизни
Часть 1
1-2, 2-2, 3-3, 4-1, 5-3, 6-2, 7-2, 8-4, 9-3, 10-4
Часть 2
1. 3421
2. право
3. 2143
4. 1Е 2Ж 3В 4Г 5Д 6А