Тест по литературе Юшка 7 класс

Тест по литературе Юшка (А.П. Платонов) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один тем­ный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас та­кого сроду тут и не было.
Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Де­вушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:
— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем…
— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Кузнец помолчал.
— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?
— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансио­ном… Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончи­ла университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел ме­ня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет…
— Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец.
— Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормив­ший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.
Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…
С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсе­гда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Каким элементом сюжета (развития действия) является данный эпизод?

2. Как называется изобразительное средство?

…мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно…

3. Как называется средство иносказательной выразительности?

всем теплом и светом своего сердца…

4. Девушка и кузнец обмениваются репликами. Как называется та­кая форма речевого взаимодействия?

5. Как называется прием?

И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, поза­быв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

Задания с развернутым ответом

1. Каково авторское отношение к «дочери Юшки»?

2. Как вы полагаете, почему у героини нет имени («Я никто»)?

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов А.П. Платонова «Юшка» и А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какие идеи объединяют эти произведения?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется описание внешности героя в литературном произведении?

Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…

2. Как называется изобразительное средство?

В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девуш­ка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

3. Как называется средство иносказательной выразительности?

…что за гостью ему принесла непогода.

4. Как называется развернутое высказывание одного персонажа литературного произведения («Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмит­риевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве…»)?

5. Как называется прием?

…человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.
…чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила…

Задания с развернутым ответом

1. Каково авторское отношение к «дочери Юшки»?

2. Как вы полагаете, почему у героини нет имени («Я никто»)?

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов А.П. Платонова «Юшка» и А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какие идеи объединяют эти произведения?

Фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не опра­вившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувше­го рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.
Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:
— Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого докто­ра. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:
— Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!
Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кре­дитных билетов…
В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с ле­карством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту про­фессора Пирогова».
Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описан­ный мною сочельник, проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нуж­ды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудес­ном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез:
— С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу се­мью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Ма­шутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и го­рело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.

Ответы на тест по литературе Юшка (А.П. Платонов)
1 вариант
1. развязка
2. эпитет
3. метафора
4. диалог
5. повтор
2 вариант
1. портрет
2. эпитет
3. метафора (олицетворение)
4. монолог
5. повтор