Тест по литературе Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выражающее его главную мысль?
2. К какой разновидности «высокой» лексики относятся слова: «пиит», «глава», «всяк сущий…», «доколь»?
3. Укажите название средства иносказательной выразительности:
К нему не зарастет народная тропа…
4. Укажите название изобразительного средства: «душа в заветной лире», «В подлунном мире», «гордый внук славян».
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
Задания с развернутым ответом
6. Каков аллегорический смысл образа памятника в этом стихотворении?
7. В чем проявляется свобода поэтического творчества?
8. Чем различаются лирические герои стихотворений: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина и «Памятник» Г.Р. Державина?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите древнеримского поэта, чья строка предпослана стихотворению Пушкина.
2. Укажите название средства иносказательной выразительности:
…друг степей калмык…
3. Как называется разновидность лексики, характерная для письменной речи, отличающаяся обобщенностью значений и экспрессивной окраской: «нерукотворный», «заветной», «тленье», «прах», «подлунный»?
4. Укажите название изобразительного средства:
Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я Свободу …
5. Укажите номер строфы, начиная с которой ритм стихотворения меняется.
Задания с развернутым ответом
6. Каков аллегорический смысл образа памятника в этом стихотворении?
7. В чем проявляется свобода поэтического творчества?
8. Чем различаются лирические герои стихотворений: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина и «Памятник» Г.Р. Державина?
Фрагмент стихотворения «Памятник» Г.Р. Державина для 8 задания
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Ответы на тест по литературе Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С. Пушкин)
1 вариант
1. эпиграф
2. старославянизмы // архаичная // устаревшая
3. метафора
4. эпитет
5. ямб
2 вариант
1. Гораций
2. метафора
3. книжная // высокая // поэтическая //
4. эпитет
5. 4