Тест по литературе Бородино (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам …
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. К какому роду литературы принадлежит произведение?
2. Выпишите слово со значением ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.
3. Как называется художественный приём?
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
4. Назовите изобразительное средство:
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
5. Назовите способ рифмовки:
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Задание с развернутым ответом
6. Какие черты характера и жизненные принципы героя проявились в его речи?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. В каком году происходили события, описанные в стихотворении?
2. Выпишите слово со значением сталь, благодаря особой технологии изготовления отличающаяся своеобразным узором на поверхности, высокой твёрдостью и упругостью.
3. Как называется художественный приём?
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
4. Назовите изобразительное средство:
Кто кивер чистил весь избитый…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
5. Назовите способ рифмовки:
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Задание с развернутым ответом
6. Какие черты характера и жизненные принципы героя проявились в его речи?
Ответы на тест по литературе Бородино (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. лирика
2. хват
3. сравнение
4. эпитет
5. парная // параллельная
2 вариант
1. 1812
2. булат
3. сравнение
4. эпитет
5. кольцевая // опоясывающая