Проверочная работа по обществознанию для 5 класса Семья

Проверочная работа по обществознанию для 5 класса Семья, с ответами. Работа состоит из 2 частей (в части 1 — 13 заданий, в части 2 — 3 задания на работу с текстом).

Часть 1

1. Какое положение из перечисленных относится к признакам семьи?

1) объединяет людей с общими интересами
2) объединяет кровных родственников
3) члены семьи имеют общее национальное происхождение
4) члены семьи обязательно имеют общую профессию

2. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, — это

1) народность
2) семья
3) класс
4) нация

3. Одной из задач семьи является

1) производство продуктов
2) создание новых научных знаний
3) воспитание подрастающего поколения
4) приобретение товаров и услуг

4. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Главная особенность семьи — чувство любви и привязанности между членами семьи.
Б. Семья образуется только тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Государственная помощь семье может выражаться в

1) открытии школ и детских садов
2) повышении налогов на доходы семьи
3) пропаганде здорового образа жизни в средствах массовой информации
4) помощи в трудоустройстве пенсионеров

6. К правам ребёнка в семье в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится право на

1) бесплатное начальное образование
2) труд
3) имущество
4) заботу своих родителей

7. Самым распространённым типом семьи в современном западном обществе является семья

1) многопоколенная
2) двухпоколенная
3) многодетная
4) полная

8. Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются

1) трудовыми ресурсами
2) семейными ресурсами
3) полезными ископаемыми
4) духовными ценностями

9. Верны ли следующие суждения о хозяйстве семьи?

А. В семье существует свой собственный семейный бюджет.
Б. Ресурсы, которыми располагает семья, всегда ограничены.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Предметы, без которых невозможно удовлетворить главные потребности человека, — это

1) предметы роскоши
2) предметы первой необходимости
3) семейные ресурсы
4) результаты творческой деятельности

11. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к чертам, присущим семье.

1) связывает людей с общими родственными корнями;
2) объединяет людей одной профессии;
3) является коллективом родственников;
4) её главная задача — воспитание подрастающего поколения;
5) основана на чувстве взаимной любви и заботы.

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

12. Ниже приведён ряд названий. Все они, за исключением одного, являются предметами первой необходимости и не характерны для предметов роскоши.

1) холодильник;
2) парусная яхта;
3) одежда;
4) бытовая техника;
5) посуда.

Найдите и выпишите номер названия, выпадающего из этого ряда.

13. Установите соответствие между правами и обязанностями ребёнка в семье и их описанием.

Описание

A) жить и воспитываться в семье
Б) заботиться о престарелых родителях
B) общаться со всеми своими родственниками без ограничений
Г) обращаться в государственные органы за защитой

Права и обязанности

1) право
2) обязанность

Часть 2

14. Прочитайте отрывок из «Домостроя» — свода житейских правил и наставлений XVI (16) века и ответьте на вопросы.

Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас Люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянёт их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьёт отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрёт он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы господней». Он назвал нечестивыми тех, кто обесчестит своих родителей. И ещё сказал: «Кто насмехается над отцом и ускоряет старость матери, — пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»

Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всём по-божески, во всём станут утешением для родителей, и в день печали спасёт их Господь Бог, молитву их услышит, и всё, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю божью и угождающий отцу в благости проживёт. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», — этим ты ещё не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

1) О чём говорится в тексте (какова его основная мысль)?

2) Какие права отца называет автор текста? Как вы считаете, в современном мире они изменились? Приведите два аргумента.

3) Какие обязанности ребёнка в семье, описываемые в тексте, актуальны и сегодня?

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 5 класса Семья
Часть 1
1-2
2-2
3-3
4-1
5-1
6-4
7-2
8-2
9-3
10-2
11-2
12-2
13-1211
Часть 2 (задание 14)
1) Основная мысль текста — взаимоотношения родителей и детей в семье.
2) Права отца в семье: труды отца-матери, забота о детях.
3) Обязанности ребёнка в семье: …любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите…