Проверочная работа по истории Культура России в первой половине XIX века для 8 класса

Проверочная работа по истории Культура России в первой половине XIX века для 8 класса с ответами. Работа включает в себя 23 разноуровневых задания.

1. Что было присуще системе образования в России в первой половине XIX века?

1) сословный характер образования
2) отсутствие образовательных учреждений для девочек
3) существование университетов только в Москве и Петербурге
4) подготовка преподавательских кадров в зарубежных университетах

2. Характерной чертой развития образования в России в первой половине XIX века стал(о)

1) введение всеобщего семилетнего образования
2) перевод частных гимназий в разряд государственных
3) создание значительного числа высших технических учебных заведений
4) предоставление девушкам права учиться в университетах

3. В чем состоял вклад Н.И. Лобачевского в российскую и мировую науку?

1) разработка технологии получения булатной стали
2) изобретение гальванопластики
3) развитие основ органической химии
4) создание неевклидовой геометрии

4. Н.И. Пирогов известен своими трудами по

1) географии Сибири и Дальнего Востока
2) военно-полевой хирургии
3) электрофизике
4) металлургии

5. Руководителями первых российских морских кругосветных экспедиций были

1) Г.И. Невельской, Е.В. Путятин
2) А.А. Баранов, Н.П. Рязанов
3) Е.П. Хабаров, В.И. Беринг
4) И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен

6. Крепостные механики из Нижнего Тагила Е. и М. Черепановы вошли в историю техники в России как создатели

1) первого парохода
2) аэростата
3) первого паровоза
4) паровой мельницы

7. Какой художественный стиль, существовавший в первой половине XIX века, отдавал первенство идеям величия власти, гражданственности, служения Отечеству?

1) романтизм
2) классицизм
3) сентиментализм
4) реализм

8. Крупнейшим представителем романтизма в русской литературе первых десятилетий XIX века был

1) В.А. Жуковский
2) Н.В. Гоголь
3) И.С. Тургенев
4) А.С. Грибоедов

9. Мир русского купечества реалистично показал в своих пьесах

1) М.Н. Загоскин
2) Н.В. Гоголь
3) М.Ю. Лермонтов
4) А.Н. Островский

10. Утверждению реалистического искусства в русском театре в первой половине XIX века способствовало творчество

1) П.С. Мочалова
2) Ф.Г. Волкова
3) М.С. Щепкина
4) В.А. Жуковского

11. Михайловский дворец (ныне — Русский музей), Александринский театр, Публичная библиотека в Санкт-Петербурге построены по проектам архитектора

1) О.И. Вове
2) В.В. Растрелли
3) К.И. Росси
4) Д. Кваренги

12. Оформленные в русско-византийском стиле здания Московского вокзала в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве спроектировал архитектор

1) А.Н. Воронихин
2) К.А. Тон
3) А.Д. Захаров
4) К.И. Росси

13. Сцены из крестьянской жизни являлись главной темой картин художника

1) О.А. Кипренского
2) А.А. Иванова
3) К.П. Брюллова
4) А.Г. Венецианова

14. Что из названного относилось к мерам в области образования, предпринятым в начальный период царствования Александра I? Выберите два верных положения.

1) открытие новых университетов
2) разрешение учиться в гимназиях детям всех сословий
3) основание Царскосельского лицея
4) открытие первых военных учебных заведений

15. Какие два из названных лиц были известными историками в первой половине XIX века?

1) В.Н. Татищев
2) Н.М. Карамзин
3) Т.Н. Грановский
4) А.Н. Радищев

16. Установите соответствие между именами исторических лиц и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) Ю.Ф. Лисянский
Б) К.И. Росси
B) М.И. Глинка

Сферы деятельности

1) музыкальное творчество
2) литературная критика
3) архитектура
4) морские экспедиции

17. Установите соответствие между именами исторических лиц, являвшихся коллегами по роду занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) А.С. Пушкин
Б) О.И. Вове
B) К.П. Брюллов

Имена

1) К.А. Тон
2) И.С. Тургенев
3) М.С. Щепкин
4) В.А. Тропинин

18. Установите соответствие между именами деятелей культуры и названиями их произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) М.Ю. Лермонтов
Б) Н.В. Гоголь
B) А.С. Даргомыжский

Произведения

1) повесть «Шинель», пьеса «Ревизор»
2) картина «Сватовство майора»
3) поэмы «Демон», «Мцыри»
4) опера «Русалка»

19. Установите соответствие между именами деятелей культуры и названиями их произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) К.П. Брюллов
Б) К.И. Росси
B) И.П. Мартос

Произведения

1) храм Христа Спасителя в Москве
2) здание Главного штаба в Петербурге
3) картина «Последний день Помпеи»
4) памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве

20. Дополните недостающие имена, названия.

1) Оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») создал _______________.
2) Автором повестей «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка» был _______________.
3) Здания Большого театра в Москве, Казанского собора и Александрийского театра в Петербурге построены в стиле _______________.

21. Прочитайте отрывок из записок А.С. Пушкина и укажите фамилию автора труда, о котором идет речь, выбрав ее из предложенного перечня.

«Это было в феврале 1818 года. Первые восемь томов «Русской истории»… вышли в свет… Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц… Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием».

1) В.Н. Татищев
2) Н.М. Карамзин
3) Т.Н. Грановский

22. Прочитайте отрывок из искусствоведческого очерка и назовите пропущенную в тексте фамилию художника.

«Главное произведение _______________ — картина «Последний день Помпеи» (1830-1833) проникнута новым для русского искусства духом историзма, который проявился… в понимании художником хода истории как драмы колоссального масштаба, потрясающей основы человеческого существования; впервые в русской живописи _______________ сделал содержанием исторической картины не подвиг отдельного героя, а трагическую судьбу массы людей».

23. Прочитайте отрывок из энциклопедического очерка и ответьте на вопросы.

«В музыке вторая треть XIX в. по праву может быть названа _______________. Могучая творческая личность _______________ подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное его предшественниками. Это позволило многим критикам и исследователям сравнивать его историческую роль со значением А.С. Пушкина для русской литературы.

Всеобщность гения _______________ проявилась в жанровом многообразии его творчества. Создатель русской классической оперы и русского классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма.

Оперы _______________ «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» открыли классический период в русской опере и положили начало ее основным направлениям: народной музыкальной драме, опере-сказке, опере-былине. Впервые в русской музыке _______________ полностью отказался в опере от разговорного диалога. В образе Ивана Сусанина он воплотил лучшие качества русского народного характера, придав ему реалистические жизненные черты».

1) Назовите композитора, о котором идет речь.

2) Объясните, почему специалисты сравнили значение этого композитора для отечественной музыки со значением А.С. Пушкина для литературы. В чем состояли общие черты их творчества?

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Культура России в первой половине XIX века для 8 класса
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-2
8-1
9-4
10-3
11-3
12-2
13-4
14-13
15-23
16-431
17-214
18-314
19-324
20.
1) М.И. Глинка
2) А.С. Пушкин
3) классицизма
21. Н.М. Карамзин.
22. К. Брюллов.
23.
1) М.И. Глинка.
2) Сопоставление значения творчества Глинки и Пушкина возможно, так как каждый из них стал новатором и «основоположником» в своей сфере, они заложили основы русской классической музыки и литературы. Каждый из них способствовал становлению в отечественном искусстве новых жанров произведений (например, народная драма в опере Глинки, роман в стихах у Пушкина). Творчество Глинки и Пушкина отличалось обращением к народной культуре — народной музыке и языку. В их произведениях появились новые для того времени герои.