Контрольная работа по русскому языку Разделы языкознания, Понятие литературного языка, Нормы литературного языка, Единицы языка для учащихся 10 класса. Работа включает в себя 2 варианта в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, и Часть С).
Часть А — 6 заданий (с выбором ответа)
Часть В — 5 задания (с кратким ответом)
Часть С — 1 задание (сочинение)
1 вариант
А1. Укажите неверное утверждение.
1) В литературный язык не входят диалекты, жаргоны (в том числе профессиональный), просторечие.
2) Литературный язык существует в письменной и устной форме.
3) Разговорный стиль литературного языка может быть представлен как в устной, так и в письменной форме.
4) «Синтаксис» — раздел языкознания, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.
А2. Какая из названных единиц языка не обладает каким-либо значением?
1) слово
2) слог
3) морфема
4) словосочетание
А3. Укажите тип словаря из которого взят фрагмент
аге́нт, -а / об аге́нте [ньть] ! неправ. а́гент
1) толковый
3) фразеологический
2) этимологический
4) орфоэпический
А4. В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на втором слоге, независимо от их лексического значения?
1) начать, передан, орган
2) цемент, светло, раджа
3) торец, оптовый, звонит
4) (вы) правы, досуг, диспансер
А5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) недалеко
2) невинный
3) поспешность
4) подписывать
Прочитайте предложение и выполните задания А6, B1.
Если вы бывали в Одессе, вы должны помнить эти медные сумерки, когда акации сереют от пыли и в море лежит тишина. (К. Паустовский)
А6. Какое средство выразительности, характерное для художественного стиля, используется в предложении?
1) аллитерация
2) сравнение
3) эпитет
4) инверсия
В1. Выпишите слова, образованные от прилагательных.
В2. Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:
а) претерпевать
б) разогревать
в)горевать
г) зевать
1) -ева-
2) -е- и -ва-
3) -ва-
4) -а-
Прочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания B3-B5.
Больш_нство древних письменностей из всех знаков пр_пинания знало только «абзац» и «точку». Графически они выр_жались (по)разному, хотя (по)видимому точка и была самой распространё_ой формой. В (древне)русской письменности самым ч_стотным знаком так(же) была точка употребляемая в основном в роли нашей запятой и разделяющ_ текст на синтагмы — отрезки речи, образующие смысловое и интонационное единство.
В3. Напишите 10 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В4. Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.
В5. Выберите из данного ниже списка термины, характеризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напишите номера выбранных терминов через запятую.
Стиль
1) официально-деловой
научный:
2) научно-деловой
3) научно-учебный
4) научно-популярный
5) публицистический
6) художественный
7) разговорный
Тип речи
описание:
8) описание предмета
9) описание явления
10) повествование рассуждение:
11) рассуждение-доказательство
12) обсуждение-объяснение
13) рассуждение-размышление
С1.
Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как изменялась роль точки в истории письменности.
2 вариант
А1. Укажите неверное утверждение.
1) Литературным языком называется язык литературных произведений.
2) Литературный язык представлен разными стилями, которые подразделяются на книжные (научный, публицистические и др.) и разговорный.
3) Грамматические ошибки проявляются как в письменной, так и в устной речи.
4) «Морфология» — раздел языкознания, в котором рассматриваются формы слова, словоизменение.
А2. Какая из названных морфем обладает только грамматическим значением?
1) приставка
2) корень
3) суффикс
4) окончание
А3. Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:
ДЕМАГО́Т. Заимствовано из греч. яз. в конце XVIII в. Греч. — образовано на базе греч. «народ» и «ведущий», первоначально «народный вождь» > «своекорыстный искатель народной популярности» (сначала о Клеоне, Аристиде и др. в употреблении их врагов). — Укр. демагог, бел. дэмагог, польск. demagog, чешек. demagog, словацк. demagog, болг. демаго́г.
1) толковый
2) этимологический
3) фразеологический
4) орфоэпический
А4. В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на первом слоге, независимо от их лексического значения?
1) судно, рапорт, св(е/ё)кла
2) отзыв, орден, преданный
3) мало, (в) скольких (случаях), компас
4) ордер, эксперт, оптом
А5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) подарок
2) невиновный
3) подорожник
4) небрежность
Прочитайте предложение и выполните задания А6, B1.
Это было пенистое, веселое море — родина крылатых кораблей и отважных мореплавателей. Изумрудами горели на его берегах маяки. (К. Паустовский)
А6. Какое из указанных средство выразительности, характерных для художественного стиля, не используется в предложении?
1) олицетворение
2) сравнение
3) эпитет
4) антитеза
В1. Выпишите непроизводное прилагательное, образуйте от него отвлечённое (абстрактное) существительное.
В2. Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:
а) вызревать
б) преодолевать
в) клевать
г) ночевать
1) -ева-
2) -е-и -ва-
3) -ва-
4) -а-
Прочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания В3-В5.
Совреме_ая европейская пунктуация, в том числе и русская во_ходит к началу книгопечатания. Однако правила ра_тановки знаков уст_новились не сразу и в разных языках значительно разнятся, (при)чём можно выделить две группы: францу_кий (английский, итальянский и т.д.) и немецкий (чешский, русский и т.д.). В первой например, реже чем во второй ставит_ся тире, то(же) относит_ся и к употр_блению запятых.
В3. Напишите 9 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В4. Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.
В5. Выберите из данного ниже списка термины, характеризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напишите номера выбранных терминов через запятую.
Стиль
1) официально-деловой
научный:
2) научно-деловой
3) научно-учебный
4) научно-популярный
5) публицистический
6) художественный
7) разговорный
Тип речи
описание:
8) описание предмета
9) описание явления
10) повествование рассуждение:
11) рассуждение-доказательство
12) обсуждение-объяснение
13) рассуждение-размышление
С1. Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как возникли правила пунктуации русского языка.
Ответы на контрольную работу по русскому языку Разделы языкознания, Понятие литературного языка, Нормы литературного языка, Единицы
1 вариант
А1. 4
А2. 2
А3. 4
А4. 3
А5. 2
А6. 3
В1. сереют, тишина
В2. 2314
В3. Больши_нство, препинания, выражались, по-разному, по-видимому, распространённой, древнерусской, частотным, также, разделяющая
В4. хотя, по-видимому, точка
В5. 3. 12
С1. Самый древний знак, сначала употреблялась и в роли запятой (между синтагмами), сейчас обозначает границу между повествовательными предложениями.
2 вариант
А1. 1
А2. 4
А3. 2
А4. 1
А5. 3
А6. 4
В1. весёлое, веселье (весёлость)
В2. 3241
В3. Современная, восходит, расстановки, уста_новились, причём, французский, ставится, то_же, относится, употреблению
В4. русская,первой,реже,второй
В5. 3, 12
С1. Главные правила пунктуации сложились при развитии книгопечатания, но в разных европейских языках разнятся; русская пунктуация ближе к немецкой.