Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса. Работа включает в себя 2 варианта в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, и Часть С).
Часть А — 7 заданий (с выбором ответа)
Часть В — 4 задания (с кратким ответом)
Часть С — 1 задание (сочинение)
1 вариант
А1. В каком слове ударение всегда падает на первый слог независимо от лексического значения этого слова?
1) отзыв
2) знамение
3) видение
4) марке(ё)р
А2. В каком предложении есть лексическая ошибка (слово употреблено в несвойственном ему значении, или нарушена норма лексической сочетаемости).
1) Посланное нами письмо вернулось обратно: оказалось, что адресат выбыл.
2) Утром дождя уже не было, но Сеню всё-таки заставили надеть плащ с капюшоном.
3) Автор убеждает, что теории историков- любителей несостоятельны.
4) Студенты имели отдалённое представление о событиях 1612 года .
А3. Какая грамматическая ошибка допущена в предложении?
Знакомясь с текстом договора, нужно обратить внимание на несколько пунктов, касаемых водо- и газоснабжения детских санаториев.
1) морфологическая ошибка: неправильно образована форма «санаториев».
2) морфологическая ошибка: неправильно образовано причастие от глагола касаться.
3) синтаксическая ошибка: нарушено правило построения предложения с деепричастием.
4) синтаксическая ошибка: нарушено согласование причастия с определяемым словом.
А4. Укажите правильное утверждение о написании слова (не)расторжимо.
1) Всегда пишется слитно.
2) Пишется слитно, только когда это наречие.
3) Пишется слитно, если нет зависимых слов.
4) Всегда пишется раздельно.
Прочитайте текст (в одном из предложений недостаёт запятой) и выполните задания А5-А7, B1-B4, С.
(1)Художество делает самое малое большим. (2)Как будто заглянешь в маленькое окошечко — и вдруг раскинутся перед глазами широчайшие дали, и сердце дрогнет от волнения.
(3)Когда-то в журнале «Русское богатство» был помещён рассказ Л. Мельшина «Пасынки жизни». (4)8 нём описывалась бедственная жизнь почтовых чиновников. (5)Хороший рассказ. (6)И из него с полнейшей очевидностью вытекало заключение: да, совершенно необходимо увеличить жалование почтовым чиновникам!
(7)А вот «Живой труп» Льва Толстого. (8)Вдребезги разбита жизнь хороших людей только потому, что существует нелепый закон, запрещающий развод. (9)Что же «вытекает» из драмы? (10)Что необходимо отменить такой закон? (11)Нет. (12)В окошечке распахивается широчайшая даль и в ужас приходишь, как люди способны калечить своими нормами и схемами живую человеческую жизнь. (В.В. Вересаев)
А5. В каком предложении на примере разъясняется и подтверждается тезис, высказанный автором?
1) в 6-м
2) во 2-м
3) в 8-м
4) в 12-м
А6. Какое предложение связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и лексического повтора?
1) 6
2) 8
3) 10
4) 12
А7. Какое из перечисленных ниже средств выразительности не использовано в этом отрывке?
1) метафора
2) сравнение
3) фразеологизмы
4) анафора
В1. Из предложений 4-6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Выпишите из текста краткие причастия.
В3. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения 6.
В4. Найдите пунктуационную ошибку. Напишите номер предложения и выпишите слово, после которого должна стоять запятая.
С1. Напишите небольшое сочинение (70-100 слов) по прочитанному тексту: разъясните, какова основная мысль автора, почему он приводит примеры двух литературных произведений, согласны ли вы с ним. Аргументируйте свою точку зрения.
2 вариант
А1. В каком слове ударение зависит от лексического значения этого слова?
1) судно
2) меньшинство
3) квартал
4) ведение
А2. В каком предложении есть лексическая ошибка (слово употреблено в несвойственном ему значении, или нарушена норма лексической сочетаемости)?
1) Тогдашний министр транспорта был известен своими косными взглядами.
2) Утром шёл дождь, и детей одели в плащи.
3) Всем иногородним студентам представляется общежитие.
4) Студенты имели туманное представление о событиях 1612 года.
А3. Какая грамматическая ошибка допущена в предложении:
По приезде в столицу посол в аэропорту дал интервью одному из журналистов, публикующимся в авторитетном журнале.
1) морфологическая ошибка: неправильно образована форма предложного падежа слова «аэропорт».
2) морфологическая ошибка: неправильно образовано причастие от глагола публиковаться.
3) синтаксическая ошибка: слово приезд после предлога по нужно употребить в дательном падеже.
4) синтаксическая ошибка: нарушено согласование причастия с определяемым словом.
А4. Укажите правильное утверждение о написании слова обоснова(н/нн)о.
1) Всегда пишется через НН.
2) Всегда пишется с одним Н.
3) Пишется с одним Н, только когда это краткое причастие.
4) Пишется через НН, только когда это наречие.
Прочитайте отрывок из повести Ф. Искандера (в одном из предложений недостаёт запятой) и выполните задания А5-А7, B1-B4, С.
(1)Когда я гляжу в глаза собаки, я нахожу в них сходство с человеческим взглядом, и я уважаю это сходство. (2)Я вижу миллионы лет, которые нас разделяют, и вижу, что, несмотря на миллионы лет, которые нас разделяют, её душа уже оплодотворена человечностью, чует её, как след, и идет за ней.
(3)Собака талантлива. (4)Меня трогает её стремление к человеческому, и рука моя бессознательно тянется погладить её, она рождает во мне отзывчивость. (5)Значит она не только стремится к человеческому, но и во мне усиливает человеческое. (6)Наверное, в этом и заключается человеческая сущность — в духовной отзывчивости, которая порождает в людях ответную отзывчивость. (7)Радостный визг собаки при виде человека — это проявление её духовности.
(8)Я удивляюсь способностям попугая, его голосовых связок и механической памяти, но до собаки попугаю далеко. (9)Попугай — это любопытно. (10)Собака — это прекрасно.
А5. В каком предложении объясняется, что значит «человечность, человеческое» в понимании автора?
1) в 7-м
2) во 2-м
3) в 5-м
4) в 6-м
А6. Какое средство используется для связи двух последних предложений друг с другом?
1) указательное местоимение
2) контекстные синонимы, лексический повтор
3) синтаксический параллелизм, контекстные антонимы
4) частица
А7. Какое из перечисленных ниже средств выразительности не использовано в этом отрывке?
1) метафора
2) эпитет
3) противопоставление
4) сравнительный оборот
В1. Назовите способ образования слова бессознательно (из предложения 4).
В2. Выпишите из текста производный предлог.
В3. Найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.
В4. Найдите пунктуационную ошибку. Выпишите слово, после которого должна стоять недостающая запятая.
С1. Напишите небольшое сочинение (70-100 слов) по прочитанному тексту: разъясните, чем автор обосновывает своё утверждение «Собака — это прекрасно», согласны ли вы с ним. Аргументируйте свою точку зрения.
Ответы на итоговую контрольную работу по русскому языку за курс 10 класса
1 вариант
А1. 2
А2. 4
А3. 2
А6. 3
А7. 4
В1. увеличить от великий с помощью одновременного присоединения у- и -и-
2 вариант
А1. 4
А2. 3
А3. 2
А7. 2
В1. наречие от прилагательного
В2. значит — вводное слово