Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса. Работа включает в себя 2 варианта в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, и Часть С).




Часть А — 7 заданий (с выбором ответа)
Часть В — 4 задания (с кратким ответом)
Часть С — 1 задание (сочинение)

1 вариант

А1. В каком слове ударение всегда падает на первый слог независимо от лексического значения этого слова?

1) отзыв
2) знамение
3) видение
4) марке(ё)р

А2. В каком предложении есть лексическая ошибка (слово употреблено в несвойственном ему значе­нии, или нарушена норма лексической сочетаемо­сти).

1) Посланное нами письмо вернулось обратно: оказалось, что адресат выбыл.
2) Утром дождя уже не было, но Сеню всё-таки за­ставили надеть плащ с капюшоном.
3) Автор убеждает, что теории историков- любителей несостоятельны.
4) Студенты имели отдалённое представление о событиях 1612 года .

А3. Какая грамматическая ошибка допущена в пред­ложении?
Знакомясь с текстом договора, нужно обратить внимание на несколько пунктов, касаемых во­до- и газоснабжения детских санаториев.

1) морфологическая ошибка: неправильно обра­зована форма «санаториев».
2) морфологическая ошибка: неправильно обра­зовано причастие от глагола касаться.
3) синтаксическая ошибка: нарушено правило по­строения предложения с деепричастием.
4) синтаксическая ошибка: нарушено согласова­ние причастия с определяемым словом.

А4. Укажите правильное утверждение о написании слова (не)расторжимо.

1) Всегда пишется слитно.
2) Пишется слитно, только когда это наречие.
3) Пишется слитно, если нет зависимых слов.
4) Всегда пишется раздельно.

Прочитайте текст (в одном из предложений недостаёт запятой) и выполните задания А5-А7, B1-B4, С.

(1)Художество делает самое малое большим. (2)Как будто заглянешь в маленькое окошечко — и вдруг раски­нутся перед глазами широчайшие дали, и сердце дрогнет от волнения.
(3)Когда-то в журнале «Русское богатство» был поме­щён рассказ Л. Мельшина «Пасынки жизни». (4)8 нём опи­сывалась бедственная жизнь почтовых чиновников. (5)Хороший рассказ. (6)И из него с полнейшей очевидно­стью вытекало заключение: да, совершенно необходимо увеличить жалование почтовым чиновникам!
(7)А вот «Живой труп» Льва Толстого. (8)Вдребезги разбита жизнь хороших людей только потому, что сущест­вует нелепый закон, запрещающий развод. (9)Что же «вы­текает» из драмы? (10)Что необходимо отменить такой за­кон? (11)Нет. (12)В окошечке распахивается широчайшая даль и в ужас приходишь, как люди способны калечить своими нормами и схемами живую человеческую жизнь. (В.В. Вересаев)

А5. В каком предложении на примере разъясняется и подтверждается тезис, высказанный автором?

1) в 6-м
2) во 2-м
3) в 8-м
4) в 12-м

А6. Какое предложение связано с предыдущими с по­мощью указательного местоимения и лексического повтора?

1) 6
2) 8
3) 10
4) 12

А7. Какое из перечисленных ниже средств вырази­тельности не использовано в этом отрывке?

1) метафора
2) сравнение
3) фразеологизмы
4) анафора

В1. Из предложений 4-6 выпишите слово, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Выпишите из текста краткие причастия.

В3. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) пред­ложения 6.

В4. Найдите пунктуационную ошибку. Напишите но­мер предложения и выпишите слово, после кото­рого должна стоять запятая.




С1. Напишите небольшое сочинение (70-100 слов) по прочитанному тексту: разъясните, какова основная мысль автора, почему он приводит примеры двух литературных произведений, согласны ли вы с ним. Аргументируйте свою точку зрения.

2 вариант

А1. В каком слове ударение зависит от лексического значения этого слова?

1) судно
2) меньшинство
3) квартал
4) ведение

А2. В каком предложении есть лексическая ошибка (слово употреблено в несвойственном ему значе­нии, или нарушена норма лексической сочетаемо­сти)?

1) Тогдашний министр транспорта был известен своими косными взглядами.
2) Утром шёл дождь, и детей одели в плащи.
3) Всем иногородним студентам представляется общежитие.
4) Студенты имели туманное представление о со­бытиях 1612 года.

А3. Какая грамматическая ошибка допущена в пред­ложении:
По приезде в столицу посол в аэропорту дал интервью одному из журналистов, публикую­щимся в авторитетном журнале.

1) морфологическая ошибка: неправильно обра­зована форма предложного падежа слова «аэропорт».
2) морфологическая ошибка: неправильно образовано причастие от глагола публиковаться.
3) синтаксическая ошибка: слово приезд после предлога по нужно употребить в дательном падеже.
4) синтаксическая ошибка: нарушено согласова­ние причастия с определяемым словом.

А4. Укажите правильное утверждение о написании слова обоснова(н/нн)о.

1) Всегда пишется через НН.
2) Всегда пишется с одним Н.
3) Пишется с одним Н, только когда это краткое причастие.
4) Пишется через НН, только когда это наречие.

Прочитайте отрывок из повести Ф. Искандера (в одном из предложений недостаёт запятой) и выполните задания А5-А7, B1-B4, С.

(1)Когда я гляжу в глаза собаки, я нахожу в них сходст­во с человеческим взглядом, и я уважаю это сходство. (2)Я вижу миллионы лет, которые нас разделяют, и вижу, что, несмотря на миллионы лет, которые нас разделяют, её душа уже оплодотворена человечностью, чует её, как след, и идет за ней.
(3)Собака талантлива. (4)Меня трогает её стремление к человеческому, и рука моя бессознательно тянется по­гладить её, она рождает во мне отзывчивость. (5)Значит она не только стремится к человеческому, но и во мне усиливает человеческое. (6)Наверное, в этом и заключа­ется человеческая сущность — в духовной отзывчивости, которая порождает в людях ответную отзывчивость. (7)Радостный визг собаки при виде человека — это про­явление её духовности.
(8)Я удивляюсь способностям попугая, его голосовых связок и механической памяти, но до собаки попугаю да­леко. (9)Попугай — это любопытно. (10)Собака — это пре­красно.

А5. В каком предложении объясняется, что значит «человечность, человеческое» в понимании авто­ра?

1) в 7-м
2) во 2-м
3) в 5-м
4) в 6-м

А6. Какое средство используется для связи двух по­следних предложений друг с другом?

1) указательное местоимение
2) контекстные синонимы, лексический повтор
3) синтаксический параллелизм, контекстные ан­тонимы
4) частица

А7. Какое из перечисленных ниже средств вырази­тельности не использовано в этом отрывке?

1) метафора
2) эпитет
3) противопоставление
4) сравнительный оборот

В1. Назовите способ образования слова бессозна­тельно (из предложения 4).

В2. Выпишите из текста производный предлог.

В3. Найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.

В4. Найдите пунктуационную ошибку. Выпишите сло­во, после которого должна стоять недостающая запятая.

С1. Напишите небольшое сочинение (70-100 слов) по прочитанному тексту: разъясните, чем автор обосновывает своё утверждение «Собака — это прекрасно», согласны ли вы с ним. Аргументируй­те свою точку зрения.

Ответы на итоговую контрольную работу по русскому языку за курс 10 класса
1 вариант
А1. 2
А2. 4
А3. 2
А6. 3
А7. 4
В1. увеличить от великий с помощью одновременного при­соединения у- и -и-
2 вариант
А1. 4
А2. 3
А3. 2
А7. 2
В1. наречие от прилагательного
В2. значит — вводное слово