Краткое содержание Ильф и Петров Двенадцать стульев
Главные действующие лица:
Ипполит Матвеевич Воробьянинов – мужчина за 50, живет в Уездном городе N. Высокий, усатый, худой, седой. Интеллигентный, осторожный, расчетливый, трусливый. Работник местного ЗАГСа;
Остап Бендер – молодой человек под 30 лет. Характерные особенности: для того, чтобы выжить занимается махинациями, сторонится правоохранительных структур, никогда не говорит о своей семье. Обладает смуглой кожей, стройный, крепкого телосложения. Носит пиджак, шарф, штиблеты апельсинового цвета и фуражку. Предприимчив, находчив, дерзок в общении;
Отец Федор – работник местной церкви. Алчный, глуповатый, мелочный, склонный к авантюрам. Невысокий, с рыжей бородой;
Клавдия Ивановна Петухова – теща Ипполита Матвеевича. Пожилая глупая женщина. До революции у ее семьи было фамильное имение. В прошлом – состоятельная женщина.
Краткое содержание
Роман «12 стульев» начинается с того, что в Уездном городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянова Клавдия Ивановна Петухова. Перед смертью пожилая женщина успевает рассказать своему овдовевшему зятю о том, что во время революции она спрятала свое фамильное богатство под подшивкой одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Ипполит Матвеевич берет двухнедельный отпуск и устремляется в город Старгород, где несколько лет назад он проживал вместе с женой и тещей. Но Воробьянинов не знает, что священник отец Федор, исповедовавший Клавдию Ивановну перед ее смертью, подслушал семейную тайну и тоже решил поохотиться за бриллиантами.
По иронии судьбы в это же время в Старгороде появляется молодой человек Остап Бендер, который, очевидно, не имеет ни дома, ни гроша за душой. Он живет тем, что разнообразными авантюрными методами зарабатывает себе на жизнь. Случайно познакомившись с Тихоном, – дворником, служившим много лет назад Ипполиту Матвеевичу, Остап остается у него на ночлег. В этот же вечер в дворницкой появляется сам Воробьянинов. Прозорливый Бендер понимает, что Ипполит Матвеевич вернулся в город не случайно, и решает разузнать его планы. Чутьё не подвело Остапа. В результате непродолжительного допроса он узнает, что бывшего предводителя дворянства в Старгород привело крайне прибыльное дело. Осознав, что проговорился первому встречному, Ипполит Матвеевич соглашается взять Остапа в компаньоны. Бендер понял, что ситуация в его руках – он сразу же нарек себя «руководителем концессии» и потребовал у нового знакомого свою долю в случае реализации клада.
Со свойственной себе легкостью Остап быстро разузнал местонахождение Воробьяниновского гарнитура, и партнеры незамедлительно начали действовать.
К разочарованию концессионеров, спустя много лет в Старгороде осталось всего два стула из фамильного гарнитура. Как выяснилось вскоре, оба оказались пустыми. Компаньонам ничего не оставалось, как отправиться в московский музей мебели. Для того чтобы добраться в столицу товарищам нужны были деньги. Эту проблему с легкостью решил великолепный Остап, сумевший за сутки обвести вокруг пальца всю интеллигенцию Старгорода и безболезненно убежать со своей же свадьбы.
В то же время Отец Федор, рассчитывавший опередить конкурентов, немного опоздал и получил информацию о владельцах искомых стульев позже Бендера. Правда, данные священник раздобыл не те и, сам не зная того, безуспешно охотился за совсем другой мебелью, в которой признаться «ни черта нет».
Добравшись в Москву, кладоискатели остановились у давних приятелей Остапа в общежитии. Пока Бендер искал способ поскорее добраться до заветных стульев, Воробьянинов встретил юную даму и пригласил ее в ресторан, решив поразить девушку своей щедростью. Позабыв о деле, Ипполит Матвеевич за один вечер потратил всю свою часть денег, вырученных товарищами в Старгороде. На его беду на следующий же день состоялся аукцион, на котором продавались оставшиеся десять стульев. Нескольких рублей, так красиво потраченных прошлой ночью Воробьяниновым, не хватило товарищам для того, чтобы обрести долгожданное богатство.
Друзей выгнали из аукционного зала, и стулья были распроданы по одному. Бендер выяснил, кто приобрел заветную мебель, и узнал адреса горожан, купивших стулья.
Девять адресов стали известны сразу, лишь один стул исчез в неизвестном направлении. Великий комбинатор решил играть «9 к 1», поэтому друзья решили незамедлительно проверить девять подручных вариантов. На что только не пошли они для достижения своей цели: и визит к незнакомцам под придуманным предлогом, и аферы в редакции столичной газеты, и авантюрное трудоустройство на пароход, и необычный шахматный турнир в провинциальном городке, и непредвиденное посещение черноморских курортов…
Прошло несколько месяцев. Обессиленные, но не сдавшиеся концессионеры вернулись в Москву с единственной надеждой отыскать последний злополучный стул. Усилиями Остапа заветный клад был найден, но пока не добыт. Обрадовавшись находке, великий комбинатор рассказал своему компаньону где и когда можно забрать бриллианты. Почуяв приближающееся богатство, Ипполит Матвеевич решил, что делиться с Бендером ему вовсе необязательно и убил компаньона, перерезав ему горло.
Воробьянинов понял, что теперь никто не сможет препятствовать его счастью и побежал по ночной Москве к долгожданному кладу. Не знал Ипполит Матвеевич о том, что тот самый затерянный стул уже давно подарил свои богатства другим людям: пока приятели охотились за «журавлем в небе» – «синица в руках» оказалась совсем в другом месте…
Дело в том, что совсем недавно сторож клуба, в который был случайно приобретен неприметный стул, нечаянно порвал его ситцевую обивку. Из-под нее посыпались бриллианты, на которые был построен новый клуб. Узнав об этом, Ипполит Матвеевич не поверил своим ушам и вскоре сошел с ума…
Роман наглядно демонстрирует, к чему приводит человеческая алчность и глупость. Илья Ильф и Евгений Петров отобразили главные людские пороки в свойственной им сатирической манере, благодаря чему произведение, ставшее бессмертной советской классикой, до сих пор понятно и любимо читателями.