Краткое содержание былины Алёша Попович и Тугарин Змеевич (змей)
Ехали из Ростова два богатыря. Один из них – Алеша Попович, а другого молодца Якимом звал, слугой он был. Доехали они до распутья, где камень стоял. На нем три дороги указано. Одна вела во Чернигов, другая шла дорога к Суздальской земле, а третья – к стольному Киеву-граду.
Подумали богатыри и решили, что нужно им отправляться в Киев к князю Владимиру. А как прибыли они туда, то попали на пир княжеский. Стал Владимир их спрашивать, кто они такие. Алеша отвечал ему, что родом он из Ростова, а сын он попа.
Стал князь его за стол усаживать, предлагая любое место выбирать. Но Алеша сел рядом с Якимом. Стали слуги яства подносить. И явился тут на пир Тугарин Змеевич – чудо поганое. Внесли его в комнату несколько слуг и усадили за стол дубовый.
Тугарин уселся промеж князя с княгиней, что очень возмутило Алешу. Мало того, молодой Змеевич ни веры не почитал, ни князю не поклонялся. А за столом вел он себя отвратительно и нагло, ни оком не думая.
Алеша посчитал такое его поведение оскорбительным по отношения к князю, о чем он и сказал. Припоминает Алеша и об отцовской собаке, да корове, которых сравнивает он с Тугариным. Только вот, конец у них плох был. Тоже обещает богатырь и басурману.
А Тугарин, обозлившись на молодца, кинул в него кинжал. Да, только тот верток больно был. И вот, условились они биться в поле один на один. Все почти были уверены, что победит чудовище.
Но, благодаря смекалке Алеша смог одержать над ним верх. Он обманул врага и, когда тот на мгновенье отвернулся, отрубил ему голову. А перед сражением богатырь молился, прося о подмоге.
А после привез он голову побежденного на княжеский двор.
В этом народном сказании борются две силы: злая и добрая. Олицетворяет зло в ней Тугарин, в образе которого запечатлел народ врага земли русской. Учит былина не только тому, что зло должно потерпеть поражение, но и еще тому, что победы можно достичь и не только силой. Ведь богатырю помогла хитрость и вера. А вера способна придать человеку и силы, и уверенности.