Художественные средства выразительности делятся на лексические, синтаксические, звуковые. Они также отличаются функциями, выполняемыми в тексте. Все обладают функцией эмоционального воздействия на читателя.
Средства выразительности |
Функции |
Примеры |
||
Лексические |
||||
Эпитет |
· Придают поэтическую яркость; · выделяют характерные черты изображаемого; · формируют эмоциональное отношение к изображаемому; · помогают понять отношение автора. |
Кругом с тоскойглубокою Плывут в странудалекую Седыеоблака. (С. Есенин) |
||
Сравнение |
· Помогает точнее представить изображаемое; · показывает изображаемое с новой стороны; · придает авторское освещение предмету или явлению. |
Словно белою косынкой Повязалася сосна. (С. Есенин) |
||
Метафора |
· усиливает наглядность изображаемого; · передает его индивидуальность и глубину. |
Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. (С. Есенин) |
||
Олицетворение |
· Придают яркость; · Подчеркивают индивидуальность автора. |
Дремлет леспод сказку сна. (С. Есенин) |
||
Метонимия |
Помогает кратко и образно выразить мысль. |
Выпилдве чашки(две чашки кофе). |
||
Перифраз |
· Подчеркивают существенные признаки; · Позволяют избежать тавтологии. |
Рыжая плутовка – лиса. |
||
Синекдоха |
· Придает глубокий обобщающий смысл. |
Швед, русскийколет, рубит, режет… (А. Пушкин) |
||
Гипербола |
· Придает мыслям необычную форму, резко усиливая выразительность. |
Шаровары шириною с Чёрное море. (Н.Гоголь) |
||
Оксюморон |
Подчеркивает противоречия. |
Живой труп. |
||
Синтаксические |
||||
Риторический вопрос, обращение, восклицание. |
· Привлекают внимание читателя; · Подчеркивают степень эмоционального накала. |
Ой ты, Русь, моя родина кроткая. (С. Есенин) |
||
Градация, однородные члены |
Позволяют конкретизировать мысль, дифференцировать смыслы. |
Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий) |
||
Инверсия |
Привлекает внимание к важным словам. |
Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин) |
||
Парцелляция |
· Придает эффект длительности действия; · Выделяет детали из общей картины. |
Горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. |
||
Звуковые |
||||
Ассонанс |
Придает особую музыкальность. |
Мело, мело по всей земле Во всепределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… (Б. Пастернак) |
||
Аллитерация |
Передает характер звучания изображаемого, создает более реальную картину. |
Били копыта, Пели будто: —Гриб. Грабь. Гроб. Груб. (В. Маяковский) |