Тема свободы и вольности звучит во многих стихотворениях А. С. Пушкина на протяжении всего его творчества. Ранняя лирика предполагает рассмотрение внешней свободы, то есть свободы, которая дается человеку государством. А. С. Пушкин пишет стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Узник», «Свободы сеятель пустынный», в которых воспевает равенство закона для всех и свободу человека. События, связанные с восстанием декабристов, подталкивают А. С. Пушкина на творческие размышления о внешней свободе. Они отражаются в стихотворениях «Во глубине сибирских руд», «Арион».
Постепенно А. С. Пушкин все чаще обращается к теме внутренней, духовной свободе человека, которая, по мнению поэта, проявляется в нравственном идеале человека. А. С. Пушкин приходит к выводу о том, что именно внутренняя свобода представляет большую ценность, чем внешняя. Такое понимание свободы присуще стихотворениям «Чаадаеву», «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А. С. Пушкин, обращаясь и к внешней, и к внутренней свободе, подводит итоги своей вольнолюбивой лирике:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…