Урок Митрофана (анализ)

Митрофан Простаков занимается под руководством учителей Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. Он делает это с большим опозданием в возрасте, против своей воли. Но на дворе 18 век – век Просвещения, который дошёл и до России и требует от дворян знать грамоту, служить.

Ответы героя во время уроков глупы, он сам нелеп и комичен. На уроке математики, складывая 1 + 1, он задумывается. С задачей на деление якобы найденных денег Митрофану помогла справиться матушка, которая решила, что ни с кем делиться не нужно.

В грамматике герой, разбирая слово “дверь”, считает его и прилагательным (если она висит на своём месте), и существительным (если она снята с петель и не приложена к своему месту). Анекдотичны ответы по поводу истории и географии. Забавные истории он вместе с учителем слушает от скотницы Хавроньи, а география признана вообще не дворянской наукой: если надо куда-то ехать, кучер довезёт.

Изображая, как “преуспел” в науках Митрофан Простаков, который прямо заявил: “Не хочу учиться, хочу жениться”, Фонвизин высмеял невежество поместных дворян, которое порождает грубость и самодурство.