Началом творческого пути Достоевского является роман в письмах “Бедные люди” (1846) о бедном чиновнике Макаре Девушкине. Критик Белинский высоко оценил взятое писателем направление – сочувственное изображение людей, живущих в подвалах и на чердаках.
В романах “Двойник” (1846) и “Хозяйка” (1847) создан образ мечтателя-чудака, живущего в своём мире, оторванном от обыденной жизни.
“Белые ночи” (1848) развили особый стиль литературного психологизма – раскрытия характера героя-интеллигента через речь-“говорливость”. Этим романом Достоевский заложил основы своей школы сентиментального реализма.
В ссылке (1854 – 1859) были созданы повести “Село Степанчиково и его обитатели” и “Дядюшкин сон” об усадебных интригах искательниц богатых женихов.
Свой опыт жизни на каторге писатель отразил в “Записках из мёртвого дома” (1860), убедительно доказав, что без свободы человек не может сохранить личность.
Роман “Униженные и оскорблённые” (1861) доказал верность теме “маленьких людей” и в то же время стал исследованием нравственно-психологических причин униженности героев. Открытием стал образ Наташи Ихменевой, и жертвы, и мучительницы одновременно.
В “Записках из подполья” (1864), наряду с темой свободы как главного условия развития личности, зазвучала тема высокой роли красоты в жизни.
“Преступление и наказание” (1866) стало романом-реакцией на возникшие в обществе идеи революционного насилия ради достижения справедливости.
В романах “Идиот” (1868) и “Бесы” (1870-71) писатель создал диаескогометрально противоположные образы искателя рая на земле князя Мышкина и воплотившего до конца идею нигилизма Ставрогина, открывшего душу дьяволу.
Размышлениям о будущем России, о том, в чьи руки она попадёт – последователей “золотого века” или Нагорной проповеди Христа, – посвящён роман “Подросток” (1874-75) с центральным героем юным Аркадием Долгоруким.
Роман “Братья Карамазовы” (1878-79) является финалом и вершиной творчества Достоевского. Полифония тем и образов, взаимопроникновение миров реального и мистического создают картину жизни человеческого общества на примере семьи Карамазовых – отца и трёх братьев, каждый из которых выбирает свой путь.