Гончаров в своем романе не дает никаких выводов, оставляет это право читателю. Сильнейшая сторона таланта Гончарова- умение отчеканить,изваять образ предмета. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Но в ней отразилась русская жизнь. Перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный строго и беспощадно. Обломовщина – ключ к разгадке многих явлений русской жизни. Причина обломовской апатии кроется в его внешнем положении и в умственном и нравственном развитии.
Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их перед миром он никогда не мог. Обломовка – наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: он не усиливался надувать других, а являлся в натуре – лежебоком. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь. Кто не согласится, что его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче? Отдавая дань своему времени, Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но таких людей с цельным и деятельным характером еще нет в жизни нашего общества. Ольга – высший идеал, какой только может вызвать теперь русский художник.
Долго и упорно трудится она над тем, чтобы вызвать деятельность в Обломове, возбудить в нем жизнь. Ольга не хочет склонить голову и смиренно переживать трудные минуты жизни. Она бросила Обломова, когда перестала ему верить. Теперь обломовщина ей хорошо знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над ней суд беспощадный.