Актуальность комедии | “Горе от ума” считается тем произведением, которое и в наши дни остается востребованным и нужным. Некоторые литературные работы устарели, как случилось это с “Недорослем” Фонвизина. Но творение Грибоедова остается вне времени. Оно пережило Гоголя, Пушкина и Лермонтова, по-прежнему оставаясь живым и нетленным. |
Испытание славой | Критики не трогали произведение, сразу же отведя ему почетное место среде самых значимых работ русской литературы. Но читатели сразу же оценили “Горе от ума” по достоинству. Цитаты из пьесы появились в обиходе, а сама работа была признана образцовой. Но такая неслыханная популярность не опошлила произведение и не сделала его затасканным. |
Ценность комедии |
Одни хвалят комедию за то, что в ней точно изображена картина нравов Москвы. Герои комедии напоминают колоду карт. Они изображены четко и строго. Только Чацкий остается самой непонятной картой в этой колоде. Ценен и язык, которым написано произведение. Он живой и сдобрен сатирой. Комедия передает нравы общества, обрисовывает представителей высшего сословия. И все это сдобрено иронией. Обстановка, изображенная в комедии, вполне реалистична. Фамусовы и Молчалины не переведутся в обществе до тех пор, пока все будут гоняться за чинами, бездельничать и угодничать. |
Образ Чацкого |
Чацкому отведена главная роль. Он положительно умен, безукоризненно честен и чувствителен. Он деятель, ведь начинает новый век. В этом и кроется его предназначение, его ум. Чацкий готовится к переменам, он славно пишет, переводит, набирается мудрости за границей. Но он разочаровывается, не находит ни в ком “сочувствия живого”, поэтому и увозит с собой “мильон терзаний”. |
Век нынешний и век минувший |
В пьесе образовалось два лагеря: Фамусов, который видит счастье только в богатстве, и Чацкий, приверженец саморазвития и свободной жизни. |
Отношение к Софье | Главная цель приезда в Москву, Софья, оказалась большим разочарованием для Чацкого. Он не мог поверить, что соперником оказался Молчалин. Постепенно ревность унялась, а сердце охватил холод безнадежности. |
Типичные представители московской элиты | В комедии есть несколько второстепенных персонажей, которые своей живостью и характерностью отвлекаются читателя от главной интриги. Это жеманные супруги Горичевы, графиня-внучка и шестеро княжон, княгиня Хлестакова и многие другие. И вся эта братия охотно принимает на веру, что Чацкий не в своем уме. |
Чацкий “без ума” | В последней сцене 4 акта Чацкий наделал немало пустяков. Он устроил Софье сцену ревности, хотя никаких прав на это не имел. Напротив, Софья постоянно от него убегала, а Чацкий настойчиво пытался вернуть прошлое. |
Образ Софьи | Софья отнюдь не безнравственна. Просто она была так воспитана. Но благодаря приезду Чацкого она прозрела. Она осознала всю слепоту своего чувства к Молчалину. Она была умственно и нравственно слепа, однако не порочна. Искренность и детская простота Софьи роднит ее с пушкинской Татьяной. При этом Софье, очевидно, нравилось властвовать над покорным созданием, своим потенциальным мужем Молчалиным. |
Страдательная роль Чацкого | Чацкий только сеет, но пожинают другие. Он обличает все, что отжило свое, ведет к новому и передовому. Он требует, чтобы у нового века было место и свобода. Чацкий неизбежно возникнет перед каждой сменой веков. В этом и заключается бессмертие его роли. |
Постановка на сцене | При исполнении комедии на сцене костюмы не столь важны. Важно, чтобы артист понимал ту эпоху, идеалы которой он представляет. |