Строфы в стихотворении. Виды строф

Строфа – группа строк в стихотворном произведении, объединенных друг с другом определённым ритмом, интонацией, смыслом и той или иной схемой построения рифмы. Если в поэтическом произведении имеется несколько строф, их структуры идентичны друг другу.

Как правило, в каждой строфе содержится определённая законченная мысль. С переходом к следующей группе она либо продолжает своё развитие, либо меняется на новую.

Классификация строф производится по количеству строк. Название их видов очень перекликается с музыкальной терминологией.

Различают:

  • двустишие – наименьшее из строф;
  • трёхстишие (терцет);
  • привычное всем четверостишие или катрен;
  • пятистишие (квинтет) – очень часто встречается в лермонтовских произведениях;
  • шестистишие (секстина) – этот вид частенько использовал Александр Сергеевич Пушкин;
  • семистишие (септима) – примером может послужить «Бородино» М. Ю. Лермонтова;
  • восьмистишие (октава) – этот вид прекрасно иллюстрирует пушкинская «Унылая пора! Очей очарованье…»
  • девятистишие (нона);
  • десятистишие (децима);
  • строфа для од – десятистишие для торжественных произведений;
  • так называемая Онегинская строфа – четырнадцатистишие, примененное Пушкиным в романе «Евгений Онегин»;
  • балладная строфа.