Островский в пьесах воспроизводит явления русской жизни, глубоко понимает их суть и реальность. Он резко и живо изображает самые существенные стороны русской действительности. Критика задела пьесу «Гроза», но не до конца разобралась в ее содержании. Критик говорит то, что считает сам верным. С его мнением можно соглашаться или остаться равнодушным к его размышлениям. Критика – это «суд» над автором, не всегда справедливый.
Правила драмы, которые рассматривались критиками на примере «Грозы»:
- Цель драмы: внушить уважение к нравственному долгу, показать последствия увлечением со страстью. Катерина безнравственна, она бежит ночью к любовнику. Автор представляет ее в другом свете: читателю жалко женщину, вокруг которой столько всего мрачного. Получается, что порок оправдывается, а не порицается. Страсть в драме не описана так, как хочется критикам. Борьбы между долгом и страстью нет. Есть вера, что Катерине тяжело. Цель драмы, оказывается, выполнена не полностью.
- «Примесь постороннего элемента»: много внимания уделено отношениям между главным персонажем и свекровью. Эта сюжетная линия отвлекает от основной. Читатель не может постоянно жить с Катериной и анализировать борьбу любви и семейного долга.
- «Двойственность интриги»: в драме, по мнению критиков, не должно быть второй драмы. В «Грозе» две любви – Катерина и Борис, Варвара и Кудряш.
- Завязка и развязка драмы: они не выполнены по законам искусства. Завязка – отъезд мужа, развязка – гроза.
- Большое количество второстепенных героев: персонажи описаны не полностью, судьба некоторых проходит как бы мимо. Автор сам не до конца понимает характер описываемых образов.
- Язык пьесы: речь героев в драме должна быть благородной. В «Грозе» много «площадных выражений», с которыми не согласны критики.
Добролюбов говорит, что автор изображает Катерину чувственной и увлеченной натурой. Она произносит монологи, которые не дают возможности считать ее лицемеркой, изменяющей мужу.
Автор не придерживается строгих законов жанра драмы, у него свой взгляд на ее структуру, содержание и другие признаки. От этого драма не становится менее художественной и ценной. Островский сумел показать широту русской натуры, нашел новый тип самодуров. Комизм многих жизненных ситуаций придуман не Островским, он им просто описан. Идиллия «темного царства» освещена талантом Островского.
Произведение Островского «Гроза» – самое решительное. Впечатление от текста «менее тяжкое и грустное», как от остальных. В «Грозе» присутствует чувство «освежающее и ободряющее». Катерина стремится к красоте, гармонии, счастью. Она не может жить в семье мужа. Душа «ищет света, воздуха». Женщина осознает, что жить так, как ее заставляют, она не может. Гроза, полноводная река символизируют характер героини. Как найти выход? Грустное освобождение – единственный способ освободиться от оков темного царства для Катерины. Женщина гибнет, а для читателя страницы пахнут свежестью. Она становится лучом света, согревающего надежды тех, кто не так силен и смел, как Катерина.