Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 60-ые годы XIX века. Действие романа происходит в 1859 году незадолго до отмены крепостного права. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса”, – писал Тургенев. Конфликт выделен уже в названии романа. Внешний конфликт развивается как споры и столкновения между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В диалогах этих героев ярко выражаются их противоположные взгляды на существование.
Базаров является представителем нового поколения, которое бескомпромиссно и беспристрастно отстаивает свои идеалы. Эти люди называют себя нигилистами – людьми, отрицающими все старое, которое, по их мнению, мешает развитию, не желающие оглядываться назад. Они выступают за практичность и противопоставляют себя творчеству и искусству, не видя ничего в нем полезного. Из диалогов Базарова с Павлом Петровичем мы узнаем, что Базаров считает отрицание полезным для этого времени. Когда Павел Петрович пытается выяснить, что же именно они отрицают, Базаров спокойно отвечает: «Всё». По рассказам нигилистов , необходимо разрубить все старое, обнулить прошлый опыт, чтобы на расчищенном поле построить новое. Из высказываний и реплик главного героя видно, что он, хоть и является человеком умным и самоуверенным, конечной цели он себе четко не представляет. Обоим героям присущ крайний максимализм убеждений: Павел Петрович культивирует аристократизм, Евгений Базаров – натурализм, основанный на знании естественных наук.
Отвергая духовную сферу жизни человека: чувства, переживания, искусство, – Евгений сам попадает в эту ловушку. Он влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову и в результате сталкивается с любовью, которую сам отрицал бесповоротно. Базаров понимает, что он никакой не нигилист, а самый настоящий романтик. В результате в его душе зреет конфликт, который приводит к трагическим событиям. Следуя своим убеждениям, Евгений борется со все сильнее захватывающей его любовью. Сила страсти Базарова испугало его возлюбленную, и его любовь осталась безответной. Анна предпочла спокойствие той безумной страсти, которая исходила от Базарова.
В результате главный герой возвращается в деревню к родителям. Он разбит о обескуражен. Здесь он не может найти близких по духу людей. Практикуясь на теле умершего от тифа, он ранит палец и сам заражается. Что привело Базарова к смерти? Оплошность, ошибка или душевное смятение, в котором он пребывал? Все противоборства в его душе росли, приведя в рассуждениях к самому важному противоречию:«я нужен России… Нет, видно, не нужен», которые волновали тургеневских героев.