Проблема правильного воспитания и образования молодежи – одна из центральных в произведении Фонвизина «Недоросль». Эта тема была весьма злободневна несколько веков назад, не утратила она своей актуальности и по сей день.
Молодой дворянин Митрофан – избалованный шестнадцатилетний юноша. Ленивый, инертный и равнодушный, он не стремился к развитию, к получению новых знаний. Этому весьма способствовала и его мать, которая всячески баловала любимого Митрофанушку, взращивая в нем невежество, грубость, жадность и жестокость. Она закрывала глаза на его распущенное поведение, потакала всем прихотям, оправдывала его дурные поступки. Кроме того, мать потворствовала лености Митрофана, который не хотел учиться. Она не настаивала на учебе, полагая, что ее дражайший сынок сможет выбиться в люди и без приличного образования.
Отдельно стоит упомянуть и педагогов Митрофана, которые не владели необходимыми знаниями и опытом, чтобы заинтересовать ребенка учебой. Это были случайные люди, нанятые госпожой Простаковой для отвода глаз. В итоге Митрофан так ничему новому и не научился за несколько лет. Подобный подход к воспитанию и образованию принес свои плоды, и Митрофан вырос грубым, равнодушным, жестоким, ограниченным человеком.