Сочинение о повести Тарас Бульба

Уклад жизни и нравы Запорожской Сечи на страницах повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”

Сложившийся порядок жизни Запорожской Сечи был суров. Таким было и время, когда, чтобы стать свободным, человеку приходилось бежать на окраины империи: за Дон, за Терек; за днепровские скалы и пороги на Хортицу, где издавна существовала Запорожская Сечь – своеобразная республика казаков-воинов.

В повести Гоголя описаны порядки и неписаные законы, по которым жили запорожские казаки, не имевшие ни судов, ни тюрем, но при всём этом добивавшиеся железной дисциплины. Среди них непререкаемым был авторитет куренных и кошевых атаманов, которых казаки сами же и выбирали старшими над собой. Жизнь строилась на принципах верности товарищам и преданности матери-Хортице.

Женщин на Сечи не было. Многие запорожцы были безжёнными рыцарями, а имевшие семьи годами не видели своих близких. Долго оставаться дома и “бабиться” было козаку негоже. Так, Тарас Бульба, который привёз из семинарии сыновей домой, дал им только один день отдохнуть, а матери повидать своих детей. Утром он отправился с ними на Запорожье, несмотря на слёзы жены.

Приходившие на Сечь принимались в казацкое войско без рекомендаций и расспросов. Всякий перекрестивший лоб и поцеловавший нательный крест отправлялся в любой курень, в какой хотел. Станет ли он казаком, зависело от того, как он покажет себя в бою, в походе. Сечь воевала с турками, татарами, поляками, литовцами.

На Сечи была одна церковь – православная, и все молились в ней, несмотря на национальное разнообразие и пестроту наречий. Если казаки не были в походе и не воевали, это были заядлые бражники, любители попеть и сплясать гопак. Но, когда Сечь поднималась в поход, наступало время “сухого закона”. Тарас Бульба предупреждал: “Если кто в походе напьётся, …как собака будет он застрелен на месте и кинут без всякого погребения”.