В. А. Каверин поднимает в тексте проблему самопожертвования. Это слово несет в себе глубокий смысл. Ради чего человек может пожертвовать собой, своей жизнью? За что, за кого можно отдать свою жизнь?
Размышляя над этими вопросами, автор рассказывает о бойце Советской армии Тумике. Они получили приказ уничтожить вражескую батарею. От этого зависел исход операции. Тумик и Корнев, подобравшись поближе поняли, что командир прав и уничтожить ее можно только ценой собственной жизни. Они решили бросить жребий, кто выполнит это задание. Решили, что пойдет тот, кто вытащит короткую спичку. Тумик взял две целые спички и протянул Корневу. Он знал, что у товарища есть жена и маленький сын. Он принес в жертву себя, чтобы у сына Корнева был отец, чтобы его товарищи смогли победить противника, чтобы закончилась война.
Каверин убеждает читателя, что самопожертвование – это проявление гуманизма, высшая степень человечности. Для Тумика это было естественно, как дышать. Перед этим подвигом «замер весь свет».
Я согласен с автором, что человек должен уметь жертвовать собой. История Великой Отечественной знает немало таких случаев. Александр Матросов закрыл своим телом вражеский дзот. Николай Гастелло направил свой самолет на колонну врага. Андрей Корзун увидел горящие пороховые заряды рядом со складами, в которых хранились боеприпасы. У него не было времени на раздумья, он накрыл заряды собой и предотвратил взрыв.
Самопожертвование – это высокий подвиг во имя жизни. Для людей, готовых отдать жизнь для того, чтобы жили другие, смерти нет.