В названии комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова уже скрыт основной смысл произведения. Это означает, что здравомыслящий человек не способен стать счастливым в рамках общества того времени. Все произведение построено на контрасте и противостоянии ума и глупости, открытости и притворства, корысти и бескорыстия.
“Горе” Чацкого в том, что он умен и свободен духом. Эти качества делают его жертвой того времени. Общество не просто не принимает его взглядов и открытости, а даже отталкивает, обвиняя в сумасшествии. Его любовь разбивается о фальшивые ценности и стереотипы фамусовского общества. Дело совсем не в том, что его истинные чувства и честность пугают Соню, а в том, что Чацкий не вписывается в ее окружение, он неудобен для нее. Его признание в любви совсем не трогает девушку.
Фамусов на примере поступков Дяди Максима Петровича четко озвучивает условия, при которых можно добиться расположения его дочери и достичь карьеры. Это притворство и преклонение перед высшими чинами. “Прислуживание” ради собственной выгоды – идеал царской России. Конечно, человек, открыто выступающий против таких ценностей, но продолжающий жить среди подобного окружения и страдающий от этого, – воспринимается как жертва.
С другой стороны, Чацкий – борец. Многие критики обвиняли драматурга в том, что образ слаб, что нет смысла высказывать свои взгляды перед таким обществом. Но борьба Чацкого – это только первый шаг на пути к смене власти и сложившегося уклада жизни. Он честно выступает против лицемерия и фальшивых чувств. И пускай не сразу, но его слова и, возможно, будущие поступки обязательно дадут свои плоды. Можно сделать вывод, что образ Чацкого-жертвы все-таки развивается и воспринимается позже как образ борца против существующего строя.