Настоящим мастером слова, наполненного сатирой и осмеиванием злободневных проблем государства и народа, считается М. Е. Салтыков-Щедрин. Он виртуозно писал свои произведения, чем и завоевал уважение публики. Многие были его поклонниками, когда проблемы, описываемые им, были актуальны. Но нынешние читатели уже не столь восхищаются его произведениями, хотя можно отыскать и отголоски современных проблем.
Еще можно было проследить в ранних работах Михаила Евграфовича проблески доброй сатиры, с некой улыбкой упоминающие общественные минусы. Например, «Губернские очерки». Там Салтыков-Щедрин еще не столь остро поднимал злободневные вопросы, по сравнению с более поздними наработками.
Одна из следующих работ узнаваема до сих пор – «История одного города». Там он сосредоточил проблемы и государственные клише. Город был наполнен персонажами с говорящими фамилиями и даже название самого города было чуть ли не кричащим – Глупово.
Работы по-настоящему выдающегося публициста позднее окрасились острой и злободневной сатирой. Он был зол на жадных капиталистов-чиновников и на глупость народа, который никак не хочет противостоять всему злу вокруг них.
Последняя работа Михаила Евграфовича была поистине запоминающейся и слишком мрачной. Все негодование, накопленные за года, он вылил на лист бумаги. Так и появилась на свет «Пошехонская старина».