Романтизм в России отличался от западноевропейского. Он не противостоял просветительской идеологии, которая потерпела крах в Европе. Идея просвещенной монархии была еще жива. Развиваясь, романтизм нередко переплетался с классицизмом. В разных видах искусства он проявил себя неодинаково. В архитектуре не замечен, в живописи просуществовал почти полвека, в музыке был редким явлением. Наиболее полно и последовательно он проявился в русской литературе и стал настоящим жизненным явлением, имеющим особое мировоззрение и свою мораль. Несмотря на то, что романтическое течение пришло с Запада, в России оно отразилось в самобытных, оригинальных формах. Критик Аполлон Григорьев назвал его уникальным культурным явлением, показал сущность и сложность романтизма.
Условно русский романтизм делят на 3 период: начальный – первые 15 лет X1X в., зрелый – последующие 10 лет и третий – последекабристский. Зарождение этого течения связано с именами Жуковского и Батюшкова, хотя на их творчество еще сильно влияла эпоха сентиментализма. В поэзии Жуковского это были первые слабые ростки. Он не вступал в борьбу с окружающим миром. Его путь – единение и гармония человека и природы. Его мир вечен и прекрасен. Батюшков в отличие от Жуковского страстно отдавался как радостям жизни, так и печалям, у него нет “золотой середины”. В его произведениях уже торжествует чувственность, наслаждение, радость земного бытия.
У истоков романтизма как литературного течения стояли поэты, писатели и прозаики первой половины X1X в. Именно в этот период русский романтизм получает широкое развитие, в нем четко прослеживаются характерные черты национальной самобытности. “Там русский дух, там Русью пахнет”. Эти пушкинские строки очень точно характеризуют русский романтизм. Герои-романтики стремятся к высокому и прекрасному идеалу. Однако грубый и жестокий реальный мир толкает их души в мир иной, где этот идеал существует. Для них идеальное и вечное находится в ином, “потустороннем” мире, где человек и его душа обретают свободу. “Призрак свободы” вечно будет преследовать романтических героев.
Поэты Веневитинов и Полежаев – представители “формального романтизма”. Для них романтическая форма произведения была лишь способом описания своих чувств. Другая группа романтиков, к которым относятся Пушкин и Лермонтов, стремилась наполнить романтическую форму своим собственным содержанием. Классический пример романтических произведений – “Кавказский пленник” и поэма “Цыганы” А. С. Пушкина, “Мцыри” М. Ю. Лермонтова. Герои этих произведений. обретя свободу, не находят своего счастья.