В основе стихотворного ритма (размера) лежит поэтическая стопа. Она бывает двух видов – состоящая из двух слогов или из трёх, с определённым обязательным местом ударения в них. В зависимости от места ударения в стопе выделяют:
I. Двухсложные ритмы (размеры):
1). Xорей: _|_ ___ – ударный / безударный.
БУрЯ мглОЮ нЕбО крОЕт,
ВИхрИ снЕжнЫЕ крУтЯ…
(А.С. Пушкин. Зимний вечер), 4/3-стопный хорей.
Хорей лежит в основе стихотворений М. Лермонтова “Из Гёте: Горные вершины…”; С. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы…”.
2). Ямб: ___ _|_ – безударный / ударный.
РОнЯЕт лЕс бАгрЯнЫй свОй УбОр,
СрЕбрИт мОрОз УвЯнУвшЕЕ пОлЕ…
(А.С. Пушкин. 19 октября, 1825 г.), 5/4-стопный ямб
Ямбом написаны стихотворения А. Пушкина “Мороз и солнце; день чудесный”, “Няне”, поэма “Руслан и Людмила”, роман “Евгений Онегин”.
II. Трёхсложные ритмы (размеры):
1). Дактиль: _|_ ___ ___ – ударный / безударный / безударный.
ТУчкИ нЕбЕснЫЕ, вЕчнЫЕ стрАннИкИ!
СтЕпьЮ лАзУрнОЮ, цЕпьЮ жЕмчУжнОЮ…
(М.Ю. Лермонтов. Тучи), 4-стопный дактиль.
Дактилем написаны стихотворения М. Лермонтова “Пленный рыцарь”, “Молитва”, “Небо и звёзды”; А. Пушкина “Царскосельская статуя”.
2). Амфибрахий: ___ _|_ ___ – безударный / ударный / безударный.
НА сЕвЕрЕ дИкОм стОИт ОдИнОкО
НА гОлОй вЕршИнЕ сОснА…
(М.Ю. Лермонтов. На севере диком стоит одиноко…), 4/3-стопный амфибрахий
Амфибрахием написаны стихотворения А. Пушкина “Узник”, “Песнь о вещем Олеге”, “Кавказ”, “Туча”; М. Лермонтова “Листок”, “Три пальмы”.
3). Анапест: ___ ___ _|_ – безударный / безударный / ударный.
НА грИвАстЫх кОнЯх нА кОсмАтЫх,
НА злАтЫх стрЕмЕнАх нА рАзлАтых
ЕдУт брАтьЯ, мЕньшОй И стАршОй…
(И.Бунин. Святогор и Илья), 3-стопный анапест
Анапестом писал Н. Гумилёв (“Мечты”, “Выбор”, “В небесах”), М. Лермонтов (“Соседка”).