Ритм, примеры в литературе

В основе стихотворного ритма (размера) лежит поэтическая стопа. Она бывает двух видов – состоящая из двух слогов или из трёх, с определённым обязательным местом ударения в них. В зависимости от места ударения в стопе выделяют:

I. Двухсложные ритмы (размеры):

1). Xорей: _|_ ___ – ударный / безударный.

БУрЯ мглОЮ нЕбО крОЕт,

ВИхрИ снЕжнЫЕ крУтЯ…

(А.С. Пушкин. Зимний вечер), 4/3-стопный хорей.

Хорей лежит в основе стихотворений М. Лермонтова “Из Гёте: Горные вершины…”; С. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы…”.

2). Ямб: ___ _|_ – безударный / ударный.

РОнЯЕт лЕс бАгрЯнЫй свОй УбОр,

СрЕбрИт мОрОз УвЯнУвшЕЕ пОлЕ…

(А.С. Пушкин. 19 октября, 1825 г.), 5/4-стопный ямб

Ямбом написаны стихотворения А. Пушкина “Мороз и солнце; день чудесный”, “Няне”, поэма “Руслан и Людмила”, роман “Евгений Онегин”.

II. Трёхсложные ритмы (размеры):

1). Дактиль: _|_ ___ ___ – ударный / безударный / безударный.

ТУчкИ нЕбЕснЫЕ, вЕчнЫЕ стрАннИкИ!

СтЕпьЮ лАзУрнОЮ, цЕпьЮ жЕмчУжнОЮ…

(М.Ю. Лермонтов. Тучи), 4-стопный дактиль.

Дактилем написаны стихотворения М. Лермонтова “Пленный рыцарь”, “Молитва”, “Небо и звёзды”; А. Пушкина “Царскосельская статуя”.

2). Амфибрахий: ___ _|_ ___ – безударный / ударный / безударный.

НА сЕвЕрЕ дИкОм стОИт ОдИнОкО

НА гОлОй вЕршИнЕ сОснА…

(М.Ю. Лермонтов. На севере диком стоит одиноко…), 4/3-стопный амфибрахий

Амфибрахием написаны стихотворения А. Пушкина “Узник”, “Песнь о вещем Олеге”, “Кавказ”, “Туча”; М. Лермонтова “Листок”, “Три пальмы”.

3). Анапест: ___ ___ _|_ – безударный / безударный / ударный.

НА грИвАстЫх кОнЯх нА кОсмАтЫх,

НА злАтЫх стрЕмЕнАх нА рАзлАтых

ЕдУт брАтьЯ, мЕньшОй И стАршОй…

(И.Бунин. Святогор и Илья), 3-стопный анапест

Анапестом писал Н. Гумилёв (“Мечты”, “Выбор”, “В небесах”), М. Лермонтов (“Соседка”).