Раскольников является и жертвой, и преступником. При этом он проходит типичный путь от роли жертвы, навязанной ему обстоятельствами, до бунтаря, ниспровергающего ненавистные условия существования, чтобы любой ценой от них освободиться.
Героя делает жертвой система, государство, в котором стала нормой социальная несправедливость. Одни члены общества ненасытно занимаются накопительством. Другие опускаются на дно жизни, в нищету и безысходность.
Студент Раскольников задавлен бедностью, вынужден снимать комнату, похожую на гроб, да и ту не в состоянии оплачивать. Его одежда износилась до неприличия. А ведь он молодой человек, в котором развиты и гордость, и самолюбие. Он голодает. Ему мучительно сознавать, что его мать и сестра отдают ему последнее.
В этом контексте государство является соучастником задуманного и осуществлённого героем преступления. Он доведён до него крайней нуждой, в которой не может сохраниться личность.
Но и путь, на который он встал, тоже разрушит его (“Разве я старушонку убил? Я себя убил…”). Свою недремлющую совесть, которая является внутренним судьёй и которая, к счастью, не оставила героя, невозможно обмануть даже логично выстроенной теорией о сильной личности. Путь к осознанию себя преступником был мучительным, но Раскольников прошёл его, опираясь на Соню и сделал явку с повинной.