Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.
Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.
Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному.
Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).
В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
Традиционные литературные прозаические жанры: Биография. Изложение жизнедеятельности определенного человека. Примеры: «Васюткино озеро» В. П. Астафьева, трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Манифест. Прозаическое выступление, основанное на эстетических принципах конкретного литературного направления. Новелла. Малый жанр, схожий с рассказом, но отличающийся от него несколькими параметрами: большая событийная насыщенность, фабульная четкость, резкие сюжетные повороты. Примеры: «Папа Симона», «Ожерелье» Ги де Мопассана, «Барыня», «Верба», «Осенью», «Шампанское» А. Чехова. Очерк. Малая форма, характеризующаяся отсутствием четкого единого конфликта и изобилием описательных изображений. Примеры: очерки В. Тендрякова, В. Пескова, Е. Радова, Ф. Абрамова, Е. Дороша. Парабола. Жанр иносказательного нравоучения, близок к притче. Структурные особенности: начало об отвлеченных предметах, середина – главная тема, конец – возвращение к началу. Пример: параболы Гете.