Клоун — Житков Б.С.

Цирк сиял огнями. И огненным веером горела над крышей на черном небе красная надпись:
ЛУИЗ КАНДЕРОС
Входные двери перестали хлопать ─ не успевали закрываться: густой кашей валил народ к кассе.
Тринадцать тигров и среди них будет женщина на коне. На афише была нарисована воздушная женщина в розовом трико верхом на белой лошади, без седла и уздечки, а вокруг мечутся и скачут рыжие тигры с оскалившимися зубами. А женщина подняла, как крылышки, ручки и беззаботно улыбается.
Публике хотелось скорее увидать ее среди тигров одну, даже без хлыстика в руке. А под трико не спрячешь револьвера. И все волновались, уж глядя на одну только картинку на афише.
А у служащих была своя тревога: как раз сегодня днем на репетиции при всех артистах директор устроил скандал клоуну Захарьеву. Захарьев репетировал свой номер с Рыжим и хлопнул его по щеке. Вдруг вошел на арену директор, высокий, толстый, и сразу начал кричать.
─ Надоели вы со своими оплеухами. Все ваши номера один мордобой. Выдумайте, шевелите мозгами. Сегодня последний вечер с оплеухами! Слышите? А то выходит у нас не цирк, а ба-ла-ган!
Директор покраснел от натуги. Фыркнул и вышел вон. Захарьев и рта открыть не успел. Все кругом молчали и, подняв брови, глядели на Захарьева. Захарьев нахмурился и ни на кого не глядя вышел вон.
А у себя в уборной Захарьев чуть не плакал. Он считал себя первым клоуном в Союзе. Столичным клоуном, лучшим выдумщиком. Ему всегда говорили, что он ─ талант, известность. Он был красавец, франт, и даже клоунский костюм у него был в талью, из желтого атласа, с серебряным шитьем.
Вот уж пять лет он работает в этом цирке и всегда визг, хохот, аплодисменты.
И вдруг этот новый директор позволил себе при всех… Захарьев бил с досады кулаком по колену.
Вдруг он увидал, что в дверях стоит Рыжий и смеется.
Рыжий одним прыжком сел рядом на стол.
─ Горе луковое! Не злись! Сегодня мы им покажем, какая у нас будет последняя оплеуха. Дай только я на этот раз выдумаю.
─ Меня оскорбляют, а я буду выдумывать? ─ крикнул Захарьев.
─ Не ты, а я, я буду выдумывать, ─ перебил Рыжий. ─ А знаешь, в чем дело?
─ Ну? ─ Захарьев насторожился.
─ Дело в том, ─ сказал Рыжий, ─ что на твое место директор хочет поставить своего племянника Серьгу.
Захарьев побелел от злости.
─ Наплюй, ─ сказал Рыжий. ─ Слушай лучше меня. Будешь слушать?
Захарьев молчал.
─ Ну тогда я ухожу.
Рыжий соскочил со стола и прыгнул в двери, в коридор.
─ Стой, стой! Рыженький! ─ крикнул вдруг жалобно Захарьев.
Рыжий вернулся.
─ Так будешь слушать? Дай руку.
Захарьев протянул ладонь, и Рыжий с размаху треснул в руку так, что жарко стало. Повернулся волчком и побежал по коридору.
И вот до вечера никто не знал, что будет на спектакле у клоунов. Говорили среди артистов, что клоунского номера совсем не будет, что Захарьев подал жалобу в союз и уходит. Другие говорили, что выступит новый клоун Серьга. Рыжего целый день не видели, а когда вечером он явился, за три минуты до начала, все его обступили с расспросами. Рыжий сказал, что сам директор наденет колпак и будет бегать по арене на четвереньках.
А публика валила и валила в цирк. Артисты в уборных одевались к своим номерам. Рыжий с Захарьевым заперлись в своей каморке. Кто-то постучал в дверь. Рыжий высунул голову. Служитель стал шептать ему на ухо:
─ Директорский племянник одеваются тоже, знаете, клоуном, наряд очень богатый, и ─ и какой богатый!
─ Ладно! ─ крикнул Рыжий, ─ кланяйся павлину и спереди и в спину, ─ и захлопнул дверь.
Оркестр грянул марш. Под куполом вспыхнули яркие лампы, на вороном коне, на бешеном скаку вылетел на арену наездник ─ представленье началось.
А по коридору опять бежал служитель. Он крикнул через двери:
─ Слушайте, товарищ Захарьев! Директор велел спросить, будет ваш номер или нет? Слышите? А если будет, так чтоб пять минут, потому надо время оставить: их племянник следом после вас выступают.
И потом прибавил вполголоса в щелку двери:
─ И с ним ящик огромадный, неизвестно, что в нем.
─ Выступает Захарьев после летучей немки, ─ крикнул из-за дверей Рыжий, ─ так и передай!
А «летучая немка» уж начала свой номер. Музыка играла вальс, огни были притушены, и в темном воздухе, в луче прожектора появлялась то в одном, то в другом краю цирка блестящая бабочка. Немка на черной невидной проволоке летала по цирку, к рукам от колен шли шелковые тонкие крылья. Луч прожектора раскрашивал ее в яркие огненные цвета. Она взмахивала крылышками и, казалось, легко порхала в воздухе. Публика нетерпеливо ждала конца: всем скорей хотелось видеть тигров.
Но вот немка спустилась, публика вяло хлопала. Зажгли полный свет. Из прохода вышел Захарьев.
─ Вот, почтеннейший публикум, ─ крикнул он ломаным голосом, ─ вот у нас несчастье! Сегодня последний раз в нашем циркус можно давай по морде!
Директор заворочался на своем стуле ─ не наскандалил бы Захарьев.
─ Вот я прошу уважаемый гражданины, кто желает мне помогай? Немножко постоит, я от сердца давай ему последний оплеуха! Немножко постоять смирный ─ нам нельзя больше пять минутки! Граждане и гражданяты! Кто-нибудь!
Захарьев обводил весь цирк глазами. Все молчали. Директор от волнения привстал в своей ложе.
─ Пожалуйста! ─ кричал Захарьев и прикладывал руку к сердцу. Кто-нибудь!
Вдруг из первых рядов поднялся высокий гражданин в котелке и стал протискиваться на арену.
Директор совсем встал, глядел и не мог узнать. В проходе артисты шептались ─ никто ничего не мог понять. А высокий гражданин вышел на арену и спросил глухим басом:
─ Хорошо, только можно воротник поднять?
И тотчас поднял воротник. Видно было, как он боялся и втягивал голову в плечи.
─ Ух! ─ подпрыгнул весело Захарьев, ─ уй-ю-ю-юй! ─ есть один. Ну, стоить смирна! ─ Он отошел, разбежался, размахнулся полным махом и замер. Нет! вы не закрывайтесь с рукавом.
Гражданин нехотя опустил руку.
─ Держите его, ─ крикнул Захарьев в проход. Шталмейстер в мундире подбежал и сзади обхватил гражданина.
─ Я сейчас руку достану, ух! последний раз так последний раз.
Захарьев засунул руку в свои широкие штаны и оттуда вытянул руку ─ но это была огромная рука, красная, с бородавкой в апельсин на большом пальце. Он был как рак с клешней. Гул смеха пронесся в цирке.
Гражданин завертелся в руках служителя.
─ Ага! спугальсу! ─ визжал Захарьев. ─ Ух! последний раз. ─ Он размахнулся и хватил гражданина этой огромной рукой в ухо.
Все ахнули: голова, вся голова слетела с гражданина и покатилась по песку арены. Она стукнулась о барьер и крикнула: «Ква!»
Весь цирк встал на ноги.
─ Ай! ─ визгнула дама в партере.
И вслед за ней загудел, закричал весь цирк.
─ Я вам сейчас подам! ─ крикнул Захарьев. ─ Не сердитесь, гражданин.
Все смолкли.
Захарьев подбежал к голове, схватил ее и вдруг заверещал на весь цирк. Он бежал по барьеру, а голова зубами вцепилась ему в огромный палец.
─ Ай, не буду, не буду! ─ верещал Захарьев. Он обежал круг и выбежал в проход. Служитель пустил гражданина. Он повертелся в разные стороны, пошарил по песку. Потом махнул безнадежно рукой и пошел в проход за Захарьевым.
Весь цирк стоя хлопал. Кричали:
─ Захарьев! Захарьев!
Захарьев вышел. Гражданин шел за ним.
Захарьев кланялся на все стороны. Гражданин стоял за ним с головой на плечах и как ни в чем не бывало кланялся за Захарьевым.
Захарьев снял свой клоунский колпак и замахал им публике. Гражданин схватился за голову, он шарил по волосам, искал шапку. Потом схватил себя за волосы, дернул вверх. Голова повисла в руке, и гражданин замахал публике головой, как шапкой.
Затем он поднял колено и с размаху стукнул по нему головой. И голова крикнула на весь цирк: «Ква!»
Гражданин выпустил голову, схватился за бока, дернул вниз пальто, пальто сползло, и из поднятого воротника высунулась голова Рыжего, высунулась и прокричала на весь цирк:
─ Ку-ку-ре-ку!
Все еще хлопали, ждали следующего выхода. Служители оглядывались в проход. Но никто не выходил. Директор поднялся из своей ложи, тяжело сопя, пошел за кулисы. Через минуту он вышел и сказал:
─ Объявите антракт. Второго клоуна сегодня не будет. Ставьте клетку для Кандерос.
Клоун Захарьев сидел перед зеркалом в своей уборной. Ноги он положил на подзеркальный столик, руки засунул в карманы и, откинувшись на спинку стула, раскачивался и пускал дым в потолок. Рыжий сидел на диванчике, ногой подбрасывал спичечную коробку и ловил ее зубами. В дверь стукнули, и служитель сказал:
─ Директор спрашивает, будете репетировать или пойдет вчерашний номер?
─ Пошли ты своего барина к чер-р-ртям!
Служитель смотрел выпуча глаза.
─ К чертям! понял? ─ крикнул Захарьев и так качнулся на стуле, что чуть не слетел.
Служитель хлопнул дверью и ушел.
Рыжий с коробкой в зубах выскочил за ним следом.
─ Стой! ─ крикнул Рыжий, и коробка прыгнула изо рта на целую сажень. Стой! Я сам скажу директору.
Рыжий обогнал служителя и мигом скатился с лестницы.
Директор стоял на арене и говорил с летающей немкой Амалией. Рыжий кивком головы отозвал директора.
─ Почему так таинственно? ─ сказал директор и не спеша подошел.
─ Захарьев ставит номер. И опять непременно с оплеухой. Согласны?
─ Если повторите вчерашний… ─ начал директор.
─ Нет, но с оплеухой обязательно.
─ Да уж не знаю… ─ помялся директор и пошевелил животом. Рыжий двинулся.
─ Ну, пожалуйста, пожалуйста, ─ живо заспешил директор.
─ Условие, ─ сказал Рыжий, ─ репетируем одни, чтоб никого не было.
Директор кивнул головой, а Рыжий бросился догонять летучую немку Амалию.
─ А впрочем у меня есть кем заменить, ─ сказал вдогонку директор.
Но Рыжий не слышал, он что-то говорил Амалии коверканым немецким языком. Амалия смеялась, подымала брови и директор слышал только:
─ Ах, зо! ах, зо!
А Рыжий все шептал ей в ухо.
Рыжий не приходил, и Захарьеву уж надоело смотреть на свои подметки в зеркало. Он хотел встать, как вдруг в дверь пулей влетел Рыжий.
─ Дело! Дело! ─ заорал Рыжий.
А Захарьев опять закачался и важно заметил:
─ Ухожу и пусть плачут.
─ Дурак! ─ крикнул Рыжий, ─ лучше выходи и пусть смеются. Индюк ты, тут такое дело!
Рыжий выглянул в двери, оглядел, пусто ли в коридоре, запер на задвижку дверь, скинул Захарьева со стула и плюхнул его на диван.
─ Молчи и слушай! ─ и Рыжий стал шептать. Захарьев прищурясь глядел сначала в стену, потом раскрыл глаза на Рыжего и вдруг крикнул:
─ Врешь! согласна?
─ Идем доставать сбрую, тебе же сбрую целую надо!
Рыжий схватил с подоконника шапку и нахлобучил Захарьеву по самые уши.
Оба выбежали вон.
У них оставалось всего пять часов до начала спектакля.
Уж последние артисты уходили с репетиции. Служители гасили свет. Летучая немка Амалия в шубке и шапочке хохоча вошла на арену. За ней следом вился Рыжий. Неуклюжий сверток звенел у него под мышкой.
─ Погляди, Захарка, чтоб ни одного чучела не бродило около, ─ крикнул Рыжий назад в проход.
─ Никого! ─ крикнул Захарьев из прохода.
Им оставили один большой фонарь под куполом цирка.
Рыжий стал спешными руками разворачивать сверток.
Директор сидел в своей конторе и делал вид, что проверяет счета, а краем уха прислушивался, не слышно ли чего с арены. Но оттуда ничего решительно не было слышно: ни клоунских выкриков, ни звонких оплеух, ни визгу.
Прошло два часа. Директор не вытерпел. Он кликнул дежурного капельдинера и сказал:
─ Подите, товарищ, скажите им, что пора кончать… Посмотрите, что они там делают, может, я даром для них свет держу. И доложите мне.
Дежурный побежал.
Директор заходил по конторе, очень не терпелось ему узнать, что застанет там на арене дежурный.
Через две минуты вернулся дежурный.
─ Ну что? что? ─ спросил директор и задышал громко.
─ Никого нет, ушли и свет погасили.
Директор выпустил воздух и повернулся спиной.
Публика уселась, оркестр из большой ложи рванул марш, и яркий свет ударил сверху. Бойко выскочил из прохода на арену вороной конь, белый наездник легко, как бумажный, подлетел и стал в рост на спине лошади.
Спектакль начался. Парадный воскресный спектакль. Номер шел за номером. И вот очередь клоунам, но это пять минут, за ними следом все ждали клетку тигров и среди них артистку на лошади.
Музыка играла, на арене было пусто. Клоуны не выходили.
А посланный от директора стучал во всю мочь в двери Захарьеву:
─ Идите, ─ кричал служитель, ─ скандал, директор бесится.
─ По-сле тигров! ─ крикнул Рыжий из-за дверей, ─ скажи: последний номер наш. А не хочет ─ пусть своего племянника выпускает.
─ Товарищ Рыжий, ─ завопил служитель, ─ музыка второй раз играет! Директор велел…
─ Пусть сам, катается кубарем, коли хочет, ─ крикнул Захарьев. ─ После тигров и шабаш!
Служитель зашлепал рысью по коридору.
Все видели, как директор, разинув глаза и растопыря руки, слушал, что передавал ему служитель. Потом вдруг нахмурился, покраснел и крикнул зло:
─ Клетку!
Капельдинер вышел на арену и сказал громким голосом:
─ Граждане! антракт на десять минут.
А служители бросились укреплять высокую железную решетку вокруг арены.
И вот под звонкий марш, под медные трубы, мягкой походкой, один за другим прокрались по решетчатому коридору тигры.
Они вошли на арену, жмурились на свет и заходили в беспокойстве вдоль решетки. Они зло искоса глядели на публику, и люди невольно прижимались к стульям.
Оркестр переменил музыку, заиграл плавный вальс, и на арену въехала Луиз Кандерос на высокой белой лошадке.
Артистка улыбалась и кланялась публике, кивала головкой и не глядела, как скалились тигры ─ и как на них косила глаза белая лошадка.
─ И гоп! ─ крикнула Кандерос и взмахнула вверх рукой.
Лошадка стала на дыбы и пошла под музыку вкруг арены. Тигры заметались, забегали в клетке, но наездница не глядела на них и беспечно покачивала головкой в такт музыке. Лошадка сделала полный круг и дошла до подъемных дверей клетки.
─ Алле! ─ крикнула артистка. Лошадь опустилась, и вдруг все заметили, что что-то случилось. Будто лошадь наступила на лапу тигру, и в тот же миг зверь махнул лапой, лошадь рванулась, артистка едва усидела, весь цирк завыл, публика забилась, затопотала на своих местах. Но уже десять железных шестов просунулось в клетку, как пики, и выстрелы залпом ударили в воздухе. Никто не мог понять, что происходит, все ждали ужаса и крови, сейчас, сию минуту, и люди не слышали своего крика за ревом зверей. Публика не заметила, как помощники артистки успели поднять вмиг железную дверь. Эти помощники были всегда наготове, с шестами и револьверами. На один миг они напугали тигров и за этот миг сделали все. Зрители пришли в себя, когда лошадь с артисткой была уже в решетчатом коридоре и железная дверь опустилась сзади нее. Через две минуты все было в порядке, и тигры один за другим, рыча, шли по коридору вон с арены.
Публика волновалась, некоторые уходили, уводили детей.
Но в это время на арену вышел сам директор и зычным голосом, как из бочки, возгласил поверх всего шума:
─ Граждане! Артистка невредима! Легко ранена лошадь. Спектакль продолжается.
И сейчас же грянула веселая музыка. На арену выскочил Рыжий, в руке он держал обруч, публика сразу стала садиться на места.
Директор вспотел от волнения, он стоял в проходе и утирал красное лицо платком. Он с радостью замечал, что публика начинала успокаиваться, и водил глазами по верхним местам. Он не заметил, как подбежал к нему Рыжий:
─ Гражданин директор! ─ крикнул над самым ухом Рыжий. Директор вздрогнул, котелок соскочил на толстый затылок. Смех легким шумом пробежал в публике.
─ Гражданин директор, держите обруч! ─ и Рыжий тянул директора за рукав на арену.
Толстый директор шагнул два шага.
─ Держите колесо! ─ Рыжий совал ему в руки обруч. ─ Я прыгай, как велосипед! ─ заорал Рыжий.
Он отбежал и колесом покатился к обручу. Но в это время из прохода вбежал Захарьев.
─ Мой обруч! ─ взвизгнул Захарьев на весь цирк и вырвал у директора обруч. Рыжий вскочил на ноги:
─ Что-о? твой? отдай!
─ Мой, ─ завизжал Захарьев и бросился бежать.
А директор стоял, мигал глазами и не знал, что затеяли клоуны, ─ но уж рад был, что публика весело гудит и на галерке и в ложах.
─ Гражданин директор! ─ подскочил Рыжий. ─ Можно я ему по морде дам? Сегодня. Воскресная оплеуха?
Директор кивал головой, растопырив руки.
─ А! можно! ─ закричал Рыжий и во всю прыть погнался за Захарьевым. Захарьев бежал по барьеру арены, Рыжий за ним. Захарьев дал такого хода, что уж сам сзади стал нагонять Рыжего, а Рыжий бежал в двух шагах впереди, орал:
─ Держите его! ─ и вдруг упал и встал на барьере горбом. Захарьев с разбегу вбежал на него и… и не сбежал вниз: он с разгону так и пошел вверх, пошел прямо по воздуху, быстро семеня ногами, как будто под ним был твердый помост.
Весь цирк ахнул.
А Захарьев орал во весь голос сверху:
─ Держите, держите меня! ой, что со мной делается! ─ И еще шибче перебирал ногами.
Летучая немка Амалия, откинувшись на стуле, хохотала в ложе.
А Захарьев кругами забирал в воздухе все выше и выше. Он уже был у перил, что отделяют галерею, и тут вдруг попал ногами на эти перила и побежал.
Рыжий уже влез туда же и бежал за ним следом, они добежали до пустого пролета, и вот Захарьев пробежал по воздуху над пролетом как ни в чем не бывало. Рыжий повернул назад.
─ Ой, держите меня! ─ орал Захарьев, ─ за что попало, хватайте меня! и бежал по воздуху, поперек, через цирк. И вдруг Рыжий выскочил из-за барьера галерки и ─ цап! поймал за обруч. Захарьев бежал теперь по воздуху, перевернувшись вверх ногами, он по-прежнему бежал ногами, будто муха по потолку. Рыжий висел на обруче. Они были на самой середине арены, но уже всего на двух саженях высоты.
─ Дай! ─ крикнул Рыжий. ─ Бах! и оплеуха щелкнула звонко на весь цирк.
Захарьев бросил кольцо, и Рыжий полетел вниз. И в этот миг потух свет. Он вспыхнул через минуту.
Захарьев с Рыжим стояли рядом посреди арены и кланялись публике. Захарьев помахал клоунским колпачком, и вот колпак сам поднялся в воздух. Только тогда публика увидала тонкий проволочный канат, что шел к самому куполу цирка. Он был черный, его нельзя было сразу заметить. Это был тот самый канат, на котором летала Амалия.
Цирк хлопал, хлопал от веселой души; забыли все про страшных тигров. Директор махал клоунам котелком из своей ложи.
В уборной Рыжий снимал сам, запыхавшись, с потного Захарьева ременную сбрую: это были кожаные подтяжки. К ним приделано было железное кольцо, за которое и прицеплялся немкин черный проволочный канат.
─ Чуть не сдох! ─ отдувался Захарьев. ─ Распрягай живей!
В это время без стука в дверь влетел в уборную директор.
─ Голубчики, выручили! Милые мои, спасли, как из огня! ─ он старался обнять сразу Рыжего и Захарьева.
─ Так можно оплеуху? А? ─ крикнул Рыжий.
─ Кому хотите, хоть мне, лишь бы весело! ─ чуть не плакал директор.
Но Захарьев сказал задыхаясь:
─ А что ж ваш племянник, гражданин?
─ Дурак ты, ─ вдруг сказал директор, ─ никакого племянника нет, отроду не было. Это я нарочно пугал, чтобы вас, бестий, подстегнуть. Верное слово! В цирке уж известно: не стеганешь ─ и толку нет.
Захарьев плюнул в пол, но вдруг обернулся к директору:
─ Ну, черт с тобой: мировая.
И хлоп ему ладонью в руку.

О чем Клоун — Житков Б.С., краткое содержание

Клоун — рассказ Житкова про цирковые представления с участием клоуна Захарьева. Артист ведет себя так, что никто не может понять, когда он серьезен, а когда шутит.