Входной тест по обществознанию 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части А — 20 заданий, в части В — 5 заданий, в части С — 6 заданий.
Часть А
Выберите правильный ответ
А1. Общество в узком смысле слова — это
1) совокупность элементов живой и неживой природы
2) способ отношения человека к внешнему миру
3) определённый этап исторического развития человечества
4) часть окружающей среды, которая создана человеком
А2. Социально и духовно развитый человек представляет собой
1) личность
2) индивидуальность
3) талант
4) индивида
A3. Анастасия обладает уникальными математическими способностями. Этот пример характеризует человека как
1) гражданина
2) индивидуальность
3) индивида
4) личность
А4. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?
А. Межличностные отношения возможны толь-ко среди больших групп людей.
Б. Межличностные отношения возможны среди малых групп людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Училища и техникумы являются учреждениями образования
1) высшего
2) дополнительного
3) среднего общего
4) профессионального
А6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия представляет собой систему особых представлений, чувств и культовых действий.
Б. Религия регулирует поведение людей во всех без исключения сферах общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Укажите, в чём состоит основное назначение экономики
1) делать богатых ещё богаче
2) удовлетворять общественные потребности созданием необходимых благ
3) развивать личность под влиянием хозяйственных отношений
4) обеспечивать доходы предпринимателям
А8. К чертам предпринимателя относится(-ятся)
1) знание технологии производства
2) нацеленность на получение большой прибыли
3) склонность к риску
4) все перечисленные
А9. В стране В. технологии производства и распределение благ базируются на обычаях, освящённых временем. Технический прогресс проникает с большим трудом. Главной сферой экономики является натуральное сельское хозяйство. Для этой страны характерны замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспечение ресурсами. Какой тип экономической системы существует в стране В.
1) централизованная
2) смешанная
3) традиционная
4) рыночная
А10. Верны ли следующие суждения о потребителе?
А. Потребителем может быть только отдельный индивид.
Б. Потребитель способствует развитию производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A11. К основным социальным ролям относится(-ятся) роль(-и)
1) собственника
2) зрителя
3) пешехода
4) все перечисленные
А12. Будучи хорошим семьянином, Александр должен вечера проводить дома, в кругу семьи, а положение руководителя предприятия вынуждает его задерживаться на работе. Налицо рассогласование личных потребностей и требований производства. Это пример конфликта
1) межличностного
2) с внешней средой
3) межгруппового
4) внутриличностного
А13. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Социальная группа — это любая совокупность людей, выделенных по полу, возрасту, национальности.
Б. Социальная группа — это любая совокупность людей, выделенных по профессии, месту жительства, доходу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. Укажите признак авторитарного режима, отличающий его от других политических режимов.
1) верховенство закона
2) безраздельное господство исполнительной власти
3) общая обязательная официальная идеология
4) вмешательство государства в частную жизнь граждан
А15. Партия «Л.» отстаивает традиционные, испытанные временем пути развития страны. Это — партия
1) консервативная
2) реакционная
3) анархистская
4) радикальная
А16. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.
Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Административная ответственность наступает
1) за невыполнение условий сделки
2) за уклонение от уплаты алиментов
3) за безбилетный проезд в общественном транспорте
4) за нанесение тяжких телесных повреждений
А18. К органам законодательной власти в РФ относится
1) Генеральная прокуратура РФ
2) областная дума
3) региональное управление внутренних дел
4) Правительство РФ
А19. Гражданин М., заподозрив своего соседа К. в краже принадлежащего ему ноутбука, взломал дверь квартиры К., но искомой вещи там не оказалось. Ни М., ни К. не сообщили о происшедшем в правоохранительные органы. Какое право гражданина К. было нарушено в этом случае?
1) право на жилище
2) право на гражданство
3) право на жизнь
4) право на неприкосновенность жилища
А20. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. Международное гуманитарное право ограничивает бедствия, вызванные войной.
Б. Международное гуманитарное право применяется в любое время.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть В
В ответ на задание, запишите последовательность цифр без пробелов и знаков препинания.
В1. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от животного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) обладание мышлением и речью
2) удовлетворение потребностей
3) целесообразная творческая деятельность
4) конечность существования
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2. Установите соответствие между правами человека и группами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Права человека
A) право на охрану здоровья
Б) право на тайну корреспонденции
B) право на свободу собраний
Г) право на неприкосновенность личности
Д) право на свободу творчества
Группы прав человека
1) обеспечение свободы человека от вмешательства других в частную жизнь
2) обеспечение свободы человека для активных действий
3) обеспечение свободы человека от унизительной для человеческого достоинства жизни
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Газета «Аргументы и факты» провела опрос, чтобы выявить понимание российскими гражданами сущности демократии. (Б) 31% опрошенных демократию отождествили с возможностью «говорить то, что думаешь», 13,2% — связывали с ней «свободу выбора», 8,7% — «равенство людей независимо от постов» и т. д. (В) Думается, что первоначальный смысл демократии трансформировался в сознании опрошенных, приспосабливаясь к новым потребностям общественной жизни.
Определите, какое(-ие) положение(-я) текста
1) отражает(-ют) факты
2) выражает(-ют) мнения
Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Проанализируйте данные гистограммы и выполните задания В4 и В5.
В стране К. социологической службой был проведён опрос граждан в возрасте от 18 до 29 лет. Был задан вопрос: «Что приносит Вам наибольшее удовлетворение в жизни?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.
В4. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшее удовлетворение в жизни обеих групп опрошенных приносит интересная работа.
2) Общественное признание в качестве фактора, в наибольшей степени удовлетворяющего жизнь, выбрало больше юношей, чем девушек.
3) Для юношей интересная работа в качестве фактора, в наибольшей степени удовлетворяющего жизнь, более значима, чем физическое и психическое здоровье.
4) Третье место по популярности среди опрошенных девушек заняло общественное признание как фактор, в наибольшей степени удовлетворяющий их жизнь.
5) Наименьшую популярность среди обеих групп опрошенных имеет общественное признание как фактор, в наибольшей степени удовлетворяющий их жизнь.
В5. Результаты опроса, отражённые в гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Особой разницы между представлениями о факторах, составляющих счастливую жизнь, у юношей и девушек не просматривается.
2) Молодёжь разделяет так называемые западные ценности (независимость, свободу).
3) Семейные ценности представляют большую значимость для молодёжи.
4) В современном обществе здоровье остаётся основой для обеспечения полноценной жизнедеятельности молодёжи.
5) Систематически занято спортом или активным отдыхом относительно малое количество молодых людей.
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.
В ответ на задание, нужно написать подробный ответ.
«Рыночная экономика основана на товарном производстве. Товарное производство предполагает связь производителей и потребителей через куплю-продажу.
Рыночную экономику часто называют системой свободного предпринимательства. Действительно, при такой организации экономической жизни предприниматель самостоятельно выбирает сферу применения своих капиталов и способностей.
Для того чтобы существовала и функционировала рыночная экономика, необходимо наличие прежде всего частной собственности. Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения у них экономических ресурсов, т. е. конкуренции. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными затратами, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удаётся продать свой товар, и покупатель предпочтёт покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене. Ещё одно условие функционирования рыночной экономики — свободные цены как основной источник информации для всех людей и предприятий. Эти цены складываются в результате свободного взаимодействия сил спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке <…>.
Рынок представляет собой самый экономически эффективный способ координации экономической деятельности. Современный мир состоит, по большей части, из стран с рыночной экономикой» (И. П. Насонова).
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. На чём, по мнению автора, основана рыночная экономика? Почему рыночную экономику называют системой свободного предпринимательства?
С3. Какие условия, согласно тексту, необходимы для существования и функционирования рыночной экономики?
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните графы таблицы.
Главные вопросы экономики | Рыночная экономика |
Что производить? | |
Как производить? | |
Для кого следует производить? |
С5. Рассказывая на уроке о рыночной экономике, ученик утверждал, что конкуренция, характерная для этой системы, играет отрицательную роль для экономики, поскольку приводит к постоянному разорению многих товаропроизводителей, отвлечению неоправданно больших средств на рекламу и т. д. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Согласны ли вы с тем, что рыночная экономическая система представляет собой самую эффективную систему? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Ответы на входной тест по обществознанию 10 класс
Часть А
А1-3
А2-1
А3-2
А4-2
А5-4
А6-1
А7-2
А8-4
А9-3
А10-2
А11-1
А12-4
А13-3
А14-2
А15-1
А16-1
А17-3
А18-2
А19-4
А20-1
Часть В
В1-2413
В2-31212
В3-112
В4-235
В5-34
Часть С
С1.
1) основа рыночной экономики;
2) рыночная экономика — система свободного предпринимательства;
3) условия существования и функционирования рыночной экономики;
4) достоинства рыночной экономики.
С2. По мнению автора, «рыночная экономика основана на товарном производстве». Рыночную экономику называют системой свободного предпринимательства, потому что при такой организации экономической жизни предприниматель самостоятельно выбирает сферу применения своих капиталов и способностей.
С3. Согласно тексту, для существования и функционирования рыночной экономики необходимы следующие условия: частная собственность; конкуренция; свободные цены
С4.
1) Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено.
2) Определяют сами производители
3) Потребители получают сколько хотят, производители — прибыль
С5.
Ответ на вопрос
В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) — конкуренция в условиях рыночной экономики ограничивает возможность возникновения монополий, создаёт возможность выбора для потребителя, заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки, способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции.
Фрагмент текста
Благодаря конкуренции «товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтёт покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене»
С6.
— рыночная экономическая система способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям;
— рыночная экономическая система справедливо распределяет доходы по результатам труда;
в случае несогласия может быть указано, что
— рыночная экономическая система усиливает социальное не-равенство в обществе;
— рыночная экономическая система вызывает нестабильность в экономике (проблема занятости, социального расслоения и т. д.).