Тест по русскому языку Основные единицы синтаксиса 8 класс

Тест по русскому языку Основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст) для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 3 задания, в части С — 1 задание.

1 вариант

Часть А

A1. В каком варианте ответа выписанное сочетание слов яв­ляется словосочетанием?

1) родину не выбирают
2) вместе с рождением
3) потому что она даётся
4) даётся и впитывается

А2. Укажите ряд, в котором все словосочетания с подчинительной связью согласование:

1) каждый день, говорить тихо
2) думающий человек, первая парта
3) гулять по саду, певчая птица
4) желание трудиться, весь урок

А3. Сколько в предложении словосочетаний с подчинитель­ной связью управление?

В этих молчаливых горных долинах стояла тишина первых весенних дней.

1) 2
2) 3
3) 4
4) 5

А4. Укажите простое предложение:

1) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остано­вился на секунду и оберну лея.
2) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
3) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время су­ток на земле всегда бывает перед рассветом.
4) Наступает вечер, небо на западе розовеет.

А5. Укажите двусоставное предложение:

1) Раззудись, плечо, размахнись, рука.
2) Мне было по-человечески его жаль.
3) Ночь тиха.
4) Наступила ночь, тёмня и звёздная.

А6. Укажите односоставное предложение:

1) Открой нам, отчизна, просторы свои.
2) Шесть лет войны запомнил шар земной.
3) Героя в бой водила песня.
4) Я всегда готов вам помочь.

А7. Укажите нераспространённое предложение:

1) Звезда уже зажглась.
2) Я буду долго гнать велосипед.
3) Брат был железнодорожником.
4) К полночи зарево погасло.

А8. Укажите побудительное предложение:

1) При мне в котёл такую большущую рыбину поло-жили!
2) Дружище, откуда же ты взялся?!
3) Сестричка, помоги мне написать письмо!
4) Ура, у нас каникулы!

А9. Укажите неверное суждение:

1) синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и пра­вила их построения
2) словосочетание служит для называния обозначения предметов, явлений, качеств, действий
3) текст может состоять из одного предложения
4) члены предложения связаны между собой только по смыслу

A10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Я начал собирать книги ещё школьником.
Б. Мне пришлось поставить книги в два ряда.
В. В первый ряд, откуда книгу легче достать, я решил поставить самых любимых авторов, любимые произ­ведения, которые я часто перечитываю.
Г. С тех пор у меня скопилось много книг, так много, что они едва умещаются на книжных полках.

1) А, Г, Б, В
2) А, В, Б, Г
3) Б, В, Г, А
4) В, Г, А, Б

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. (2)Прочитаешь — словно поговоришь с человеком. (3)Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответе, за какое-­нибудь возражение, и глядишь — разбежался на новое пись­мо. (4)Да разве только письма! (5)Литература, всё человече­ское искусство — это как игра в теннис, извините за упро­щённое сравнение.
(6)Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хорошая пода­ча со стороны партнёра. (7)Если же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то ника­кой игры не получится. (8)Играть в теннис одному практиче­ски нельзя.
(9)Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зри­теля, без ощущения целого народа, ради которого берётся пе­ро или кисть, настоящего искусства быть не может.
(По В. Солоухину)

B1. Замените словосочетание со стороны партнёра (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полученное словосочетание.

В2. Выпишите из предложения 6 грамматическую(-ие) осно­ву(-ы).

В3. Среди предложений 6-8 найдите сложные предложения. Запишите их номера.

Часть C

C1. Как вы понимаете высказывание В. Солоухина: «…Без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощу­щения целого народа… настоящего искусства быть не может».

1 вариант

Часть А

А1. Укажите словосочетание:

1) зима укрылась
2) за сараями и заборами
3) осмеливалась на вылазки
4) зима осмеливалась

А2. В какой строке все словосочетания со связью управление?

1) весенний день, куст сирени
2) история для детектива, заросли елей
3) январская стужа, стена из кирпича
4) расстилалось перед окнами, уходило вперёд

А3. Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью согласование?

Ясное небо весны сияло над нашим пароходом, и озеро туманилось ранним восходом солнца.

1) 2
2) 3
3) 4
4) 5

А4. Укажите простое предложение:

1) Однажды, возвращаясь домой, я забрёл в какую-то незнакомую усадьбу.
2) Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи вытяну­лись вечерние тени.
3) Пленного солдата тотчас освободили, и он был окру­жён разведчиками со всех сторон.
4) Небольшая комната, часть которой занавешена порть­ерой, выходит окнами на юго-восток.

А5. Укажите двусоставное предложение:

1) Лучше всего в картине передана печаль осенних дней.
2) Писателю удалось донести до нас боль потери люби­мого человека.
3) Ребята, любите свою Родину!
4) Приветствую тебя, пустынный уголок!

А6. Укажите односоставное предложение:

1) Каких только звуков не услышишь в песне скворца!
2) Я не видел реки великолепнее Волги.
3) Мы шли в течение всего дня.
4) Сменила мудрость молодости пыл.

А7. Укажите нераспространённое предложение:

1) Нужно купить хлеб.
2) Граждане, поспешите в укрытие!
3) Три медведя впали в спячку.
4) Жаворонки и стрижи давно проснулись.

А8. Укажите побудительное предложение:

1) Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?
2) Забудем прошлое, мой друг!
3) Вы говорите слишком громко.
4) Вам понравилось отдыхать в горах?

А9. Укажите неверное суждение:

1) предложение — одна из основных единиц синтаксиса
2) предложение характеризуется смысловой и интонаци­онной законченностью
3) предложения в тексте могут быть не связаны по смыслу
4) текст и предложение служат для общения, обмена мыслями, чувствами

A10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Рыба варится в озере.
Б. У самого его берега расположен вулкан Китуро.
В. Варить рыбу таким необычным способом можно лишь в единственном месте на Земле — в озере Киву.
Г. Это довольно большое озеро, окружённое огнедыша­щими горами, находится в сердце Экваториальной Африки.

1) А, Г, В, Б
2) А, В, Г, Б
3) Б, В, А, Г
4) А, В, Б, Г

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)После многодневной осады весна ворвалась в город. (2)Рушились подточенные солнцем снежные валы, воздвигну­тые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились ещё не очищенные от снега скаты тёмно­-серых крыш; грачи, словно минёры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами ещё не стаявший снег.
(3)Зима отступила в сады, укрылась за сараями и забо­рами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехваты­вала морозцем ручьи. (4)Под всеми крышами барабанила ка­пель, во всех углах звенели детские голоса, а над домами и дворами, на улицах и перекрёстках выписывали виражи гра­чи, не смолкавшие ни на одну минуту.
(5)За городом уже пестрело от проталин.
(6)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стек­лянного шороха бессчётного множества подтаивавших льди­нок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугро­бов талой воды.
(По Е. Носову)

B1. Замените словосочетание снежные валы (предложе­ние 2), построенное на основе согласования, синонимич­ным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

В2. Выпишите из предложения 3 грамматическую основу.

В3. Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение. Запишите его номер.

Часть C

C1. Как вы понимаете слова Е. Носова: «Весна ворвалась в город»?

Ответы на тест по русскому языку Основные единицы синтаксиса
1 вариант
А1-1
А2-2
А3-1
А4-1
А5-3
А6-1
А7-3
А8-3
А9-1
А10-1
В1. с партнёрской стороны
В2. теннисист играл, нужна подача
В3. 6, 7
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-2
А4-1
А5-1
А6-1
А7-1
А8-2
А9-3
А10-2
В1. валы снега
В2. зима отступила, укрылась и осмеливалась, перехватывала
В3. 4