Тест по русскому языку Лексика для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте по восемь заданий.
1 вариант
1. Укажите неверное утверждение.
а) Слова могут иметь несколько лексических значений.
б) Антонимы относятся к одной части речи.
в) Омонимы — слова, противоположные по лексическому значению.
г) Синонимы — слова, близкие по лексическому значению.
2. Отметьте слово, лексическое значение которого определено неверно.
а) Монолог — речь одного лица.
б) Негодование — возмущение.
в) Изморозь — очень мелкий дождь.
г) Филолог — учёный, изучающий язык и литературу
3. Найдите слово, составные части которого имеют значения жизнь и учение.
а) филология
б) биология
в) геология
г) биография
4. Укажите, в каком варианте глагол употреблён в прямом значении.
а) плачет малыш
б) плачут чайки
в) плачет ветер
г) плачут сосульки
5. Определите, в каком варианте слова не являются синонимами.
а) золотистый — янтарный
б) засмеяться — захохотать
в) воображать — фантазия
г) несчастье — горе
6. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.
а) уважительный, б) душевный, в) сердечный, г) чуткий
7. Отметьте ряд, где в каждой паре словосочетаний есть омонимы.
а) старинный замок, старый сундук;
железный замок, железный характер
б) платье из атласа, географический атлас;
сильнее три, три поросёнка
в) мягкий климат, мягкая постель;
клуб дыма, сельский клуб
г) высокая трава, высокая мечта;
сообразительный малыш, смышлёный ребёнок
8. Укажите ряд, в котором представлена пара антонимов.
а) смелый — грубый
б) уважать — любить
в) щедрый — скупой
г) добрый — могучий
2 вариант
1. Укажите неверное утверждение.
а) Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
б) Прямое значение слова возникает на основе переносного.
в) Синонимы образуют синонимический ряд.
г) Омонимы — слова, которые произносятся одинаково, но имеют различное лексическое значение.
2. Отметьте слово, лексическое значение которого определено неверно.
а) Этикет — правила поведения людей.
б) Жюри — человек, который присуждает награду.
в) Изморось — очень мелкий дождь.
г) Невежа — невоспитанный человек.
3. Найдите слово, составные части которого имеют значения земля и учение.
а) астрология
б) зоология
в) геология
г) география
4. Укажите, в каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении.
а) мягкий хлеб
б) мягкий характер
в) мягкое наказание
г) мягкий свет
5. Определите, в какой из данных пар слова не являются синонимами.
а) колоссальный — громадный
б) блистать — сверкать
в) торопиться — спешка
г) метель — вьюга
6. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.
а) бесполезный, б) бесцельный, в) бессмысленный, г) безрадостный
7. Укажите вариант, в котором слова являются антонимами.
а) горячий — холодно
б) гигант — карлик
в) смелость — подлость
г) скромный — хитрить
8. Найдите предложение, в котором использованы омонимы.
а) И снова, как будто в бреду,
По жёлтым пескам я бреду.
б) Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
в) Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
г) Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый, значит, закалённый.
Ответы на тест по русскому языку Лексика
1 вариант
1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в.
2 вариант
1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-а.