Тест по обществознанию Рыночная экономика для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.
Часть 1
1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется
1) конкурентным
2) несовершенным
3) централизованным
4) плановым
2. К признакам рынка не относится
1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение
3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объём спроса
1) увеличивается
2) уменьшается
3) остаётся прежним
4) регулируется государством
4. Верны ли следующие суждения о рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о конкурентном рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является неограниченное число участников.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые государством цены.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Какое положение из приведённых не относится к характеристике рыночной экономики?
1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является регулирование цен
7. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов
1) кооперация
2) конкуренция
3) корпорация
4) монополия
8. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность.
Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Отметьте положение, характерное для командной экономики.
1) преобладание натурального хозяйства
2) жёсткое регулирование государством производства, об-мена и распределения
3) производитель сам решает, что и как производить
4) потребитель сам решает, что и сколько покупать
10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно преобладание натурального хозяйства.
Б. Для рыночной экономики характерно строгое государственное планирование производства всех видов товаров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2
1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Понятие
А) рынок
Б) цена
В) спрос
Определение
1) координатор всей рыночной экономики, согласовывающий решения продавцов и покупателей на рынке
2) механизм, учреждение, действие, которые служат сведению покупателя и продавца и обеспечению обменной операции
3) конкретные товары и услуги, которые потребитель выбирает и за которые он готов платить определённую цену
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».
Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Найдите в приведённом ниже списке признаки конкурентного рынка и выпишите цифры, под которыми они указаны.
1) неограниченное число участников рынка
2) регулируемый государством спрос
3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение
4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов
5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Рыночной экономике присущи следующие признаки:
— господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на её основе осуществляют __________(1). При этом допускается существование государственной __________(2), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
— принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся __________(3), происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется __________(4) в его деятельности;
— государство вмешивается в __________(5) в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами;
— главными механизмами рыночной экономики являются свободная __________(6), спрос и предложение, цена».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) конкуренция
Б) экономика
В) ресурс
Г) свобода
Д) собственность
Е) производство
Ж) монополия
Часть 3
1. Прочитайте отрывок из рассказа О. Генри «Трест, который лопнул» и выполните задания.
«Возвращаясь в Соединенные Штаты, мы с Энди споткнулись об один городишко в Техасе, на берегу Рио-Гранде. Назывался городишко Птичий Город, но жили там вовсе не птицы. Там было две тысячи душ населения, всё больше мужчины.
Надо сказать, что хотя мы с Энди и непьющие, но в городе было три кабака, и все жители целый день и добрую половину ночи шагали по треугольнику из одного в другой. Каждому было отлично известно, что ему делать со своими деньгами. …
Первым делом мы отправились в главный салун, который назывался «Голубая змея», и приобрели его в собственность. Это стоило нам тысячу двести долларов. А потом мы зашли на минутку в бар мексиканца Джо, поговорили о погоде и так, между делом, купили его за пятьсот. Третий нам охотно уступили за четыреста.
Проснувшись на следующее утро… Птичий Город выпорхнул из гнезда, отряхнул пёрышки и поскакал за утренней выпивкой. И ах! Бар мексиканца закрыт, другой пункт спасения утопающих — тоже. Естественно, из всех глоток разом вырывается крик изумления и жажды, и жители скопом несутся в «Голубую змею». И что же они видят в «Голубой змее»?
За одним концом стойки сидит Джефферсон Питере, этакий восьминогий спрут-эксплуататор, справа у него кольт и слева у него кольт, и он готов дать сдачи либо долларами, либо пулей. В заведении — три бармена, а на стене вывеска в десять футов длины: «Каждая выпивка — доллар». Энди сидит на несгораемой кассе, на нём шикарный синий костюм, в зубах первоклассная сигара, вид выжидательный. Тут же начальник полиции с двумя полисменами: трест обещал им бесплатную выпивку.
Да, сэр, не прошло и десяти минут, как Птичий Город понял, что дверца клетки захлопнулась. Мы ждали бунта, но всё обошлось спокойно. Жители знали, что они в наших руках. Ближайшая станция железной дороги находилась за тридцать миль, и можно было с уверенностью сказать, что вода в реке спадёт не раньше, чем через две недели, а до той поры переправа невозможна. И жители выругались, но очень учтиво, а потом стали сыпать доллары к нам на прилавок так исправно, что звон стоял, как от попурри на ксилофоне».
1) Дайте определение понятия «конкуренция» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
2) На примере приведённого отрывка можно понять, как отсутствие конкуренции влияет на рынок. До того, как Джефферсон и Энди появились в Птичьем Городе, у местных жителей была возможность выбора между тремя барами трёх различных хозяев. Между теми существовала конкуренция; чтобы привлечь покупателей, они либо снижали цену, либо повышали качество продукции. Теперь же, когда два заведения из трёх закрылись, у жителей Птичьего Города не осталось выбора: все они шли в «Голубую змею «и покупали алкоголь там по завышенной цене. В Птичьем Городе Джефферсон и Энди получили монополию — исключительное право — на продажу спиртного.
Приведите пример любой государственной монополии в нашей стране.
2. Проанализируйте ситуацию.
Иванов хочет стать частным предпринимателем, но никак не может решить, что будет производить его фирма: шоколадные конфеты или ириски. Согласно социологическому опросу, 75% жителей города, где живет Иванов, предпочитают шоколадные конфеты ирискам. Но с другой стороны, в этом городе уже есть две фабрики по производству шоколадных конфет, тог да как все ириски завозят из соседнего региона. Что бы вы посоветовали Иванову выбрать для производства: ириски или шоколадные конфеты? Аргументируйте свой ответ, используя знания о соотношении спроса и предложения и свой жизненный опыт.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Главный недостаток капитализма — неравное распределение благ, главное преимущество социализма — равное распределение лишений» (У. Черчилль).
2. «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С.Ю. Витте).
3. «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон).
Ответы на тест обществознанию Рыночная экономика
Часть 1
1-1, 2-4, 3-2, 4-4, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-2, 10-4
Часть 2
1. 213
2. монополия
3. 134
4. ЕДВГБА