Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения 8 класс

Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.




Часть 1

1. Что из перечисленного можно назвать межнациональным конфликтом?

1) события в конце ХХ века в Нагорном Карабахе
2) Февральская революция в России 1917 года
3) восстание декабристов в Петербурге
4) противостояние нестяжателей и иосифлян в XVI веке

2. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлеж­ность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном язы­ке, называется

1) расой
2) народом
3) племенем
4) гражданством

3. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основан­ная на кровнородственных связях и состоящая из родов

1) раса
2) племя
3) народ
4) гражданство

4. Надэтническая общность граждан одного государства, то есть исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определённых черт социальной психологии (национального характера, интересов, са­мосознания и др.), проявляющаяся в особенностях её культуры и быта, называется

1) расой
2) племенем
3) народом
4) нацией

5. Наименование принадлежности лица к какой-либо этни­ческой группе определяется термином

1) народ
2) племя
3) национальность
4) нация

6. Действия, направленные на полное или частичное унич­тожение национальной, этнической, расовой или религи­озной группы путём уничтожения членов этой группы, причи­нения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной пере­дачи детей, насильственного переселения либо иного соз­дания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы

1) экоцид
2) геноцид
3) ксенофобия
4) национализм

7. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране

1) диаспора
2) идиома
3) этнос
4) племя

8. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чу­жую культуру и полностью утрачивает свою, называется

1) ксенофобией
2) ассимиляцией
3) дискриминацией
4) национализмом

9. Проповедь национальной исключительности и националь­ного превосходства, направленная на разжигание нацио­нальной вражды и натравливание одной нации на другую в интересах одной нации

1) ксенофобия
2) ассимиляция
3) дискриминация
4) национализм

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому обра­зу жизни называется

1) ксенофобией
2) толерантностью
3) ассимиляцией
4) этногенезом

Часть 2




1. Установите соответствие между понятиями и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Примеры

А) Япония
Б) Бельгия
В) Вьетнам
Г) Индия
Д) Армения

Понятие

1) моноэтническое государство
2) многонациональное государство

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «этнос».
Народ, нация, народность, племя, группа, раса.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Найдите в приведённом списке субъекты Российской Фе­дерации, чьи названия произошли от названия титульной нации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Курская область
2) Чукотский автономный округ
3) Республика Татарстан
4) Республика Башкортостан
5) Иркутская область
6) Красноярский край
7) Приморский край
8) Еврейская автономная область

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Народ — это устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы ___________(1), говорящих на одном языке. Синонимом понятия «народ» являет­ся термин «этнос». В отличие от рас этнос представляет собой не природное, а социальное явление, этнические различия проявляются в культуре, а не в __________(2). Поэтому этнообразующим __________(3) выступает культура, и в том числе общность языка. Без языка нет этноса как та­кового. Кстати, это хорошо понимают и сами люди. Поэто­му они очень дорожат языком, и если тот или иной человек оказывается в чужой этнической __________(4), он, как правило, всё делает для того, чтобы сохранить язык и передать его своим потомкам. Тот ___________(5), который забывает свой родной язык, быстро ассимилируется, то есть растворяется в других __________(6).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) культура
Б) общество
В) признак
Д) среда
Е) народ
Ж) природа

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» и выполните задания.

«Такое понимание принципов гуманности было настолько своеобразно и неожиданно, что мистер Шелби не мог не рассмеяться за компанию со своим гостем. Это ещё более подза­дорило Гейли, и он продолжал:
— Странное дело! Сколько я ни пытался вдолбить это людям в голову, всё попусту. Взять хотя бы моего прежнего компаньо­на, Тома Локкера из Натчеза. Ведь неглупый был парень, а с африканцами — сущий дьявол! И всё из принципа, потому что на са­мом-то деле Том добрейшей души человек. Такая у него, видите ли, была система. Я, бывало, говорю ему: «Том! Если твои дев­чонки плачут-разливаются, какой смысл кричать на них и хле­стать их бичом? Ничему это не поможет. Пусть, говорю, ревут на здоровье. Природа! Тут уж ничего не поделаешь. Гони природу в дверь, она войдёт в окно. Кроме того, им это только во вред — дурнеют они от слёз. Ты бы лучше как-нибудь умаслил их, поговорил с ними поласковей. Подпусти немножко гуманно­сти — жалеть не будешь, помяни моё слово. Это куда лучше действует, чем ругань да колотушки, и со временем всегда оку­пается, верно тебе говорю». Да разве ему вдолбишь! Столько перепортил товара, что пришлось мне с ним расстаться. А жаль, добрейшей души был человек и в делах смыслил.
— Следовательно, вы полагаете, что ваш способ ведения дел имеет некоторые преимущества по сравнению со способом Тома? — спросил мистер Шелби.
— Смею так думать, сэр. Была бы только возможность, а я всегда готов как-нибудь сгладить неприятные стороны нашего ремесла. Например, продажу ребят. Отправлю мать куда­-нибудь, чтобы не мешала — ведь вы сами знаете: с глаз долой, из сердца вон, — а когда дело сделано и назад его не повер­нешь, они волей-неволей свыкаются. Ведь это не белые, которые сызмальства знают, что жена должна жить при муже, а дети — при матери. Африканец на это и не надеется — если, конечно, его правильно воспитать, — значит, он и разлуку переносит легче.
— В таком случае, боюсь, что мои воспитаны неправиль­но, — сказал мистер Шелби.
— Может статься. У вас в Кентукки портят африканцев. Вы с ни­ми по-доброму, а им эта доброта боком выходит. Сами посудите: какая у африканца доля? Мыкаться по белу свету, переходить из рук в руки. А вы носитесь с ним, всячески его ублажаете. Глядишь, он и размечтался не по чину. Каково ему потом придётся? Я даже так скажу: на тех плантациях, где другие африканцы горла­нят песни да гогочут, словно одержимые, ваши африканцы чахнут. Мы все, мистер Шелби, думаем каждый про себя, что поступаем правильно, и, по-моему, я со своими африканцами обращаюсь, как они того заслуживают.
— Завидная уверенность! — Мистер Шелби чуть заметно пожал плечами, явно испытывая чувство неловкости от таких разглагольствований.»

1) Дайте определение понятия «рабовладение». Составьте с ним не менее двух предложений, раскрывающих его обществоведческий смысл.

2) В романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» дейст­вие происходит в США в середине XIX века — в эпоху расцвета рабства. После того как в 1512 году правительст­во Испании запретило использовать американских индей­цев в качестве рабов, африканцы стали массово вывозиться из Африки на плантации Юга США. Они были приспособле­ны к труду в тяжёлых условиях и фактически бесправны. Когда во всём цивилизованном обществе развивался капи­тализм, в США ещё существовало рабовладение. Возрас­тавшее напряжение между свободными Северными и ра­бовладельческими Южными штатами привело к мятежу рабовладельческого Юга и Гражданской войне, в ходе ко­торой были освобождены миллионы рабов. Это стало пер­вым этапом межэтнических конфликтов между африканцами и «белыми» в США, которые продолжались более века. Од­ним из ярких его проявлений было возникновение в 1865 г. тайного общества Ку-клукс-клан, занимавшегося поджогами и уничтожениями на расовой почве.
Используя свои знания из курса истории и обществозна­ния, напишите не менее двух последствий существования рабовладения на территории США для межнациональных отношений в этой стране.

2. Приведите не менее двух примеров роли государства в раз­решении межэтнических конфликтов.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте звания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В. Соловьёв).

2. «Наша истинная национальность — человек» (Г. Дж. Уэллс).

3. «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов).­

Ответы на тест обществознанию Нации и межнациональные отношения
Часть 1
1-1, 2-2, 3-2, 4-4, 5-3, 6-2, 7-1, 8-2, 9-4, 10-2
Часть 2
1. 12121
2. группа
3. 2348
4. АЖВДГЕ