Тест по литературе Светлана 9 класс

Тест по литературе Светлана (В.А. Жуковский) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Свет лапа, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Свет лапе мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых сто
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул,
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! … и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! Ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь туманы;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет..
Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многилеты!

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…

3. Укажите название композиционного элемента — изображения внутреннего убранства помещения:
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…

4. Как называется прием?
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры…

5. Определите размер, которым написано произведение.

Задания с развернутым ответом

6. С помощью каких изобразительных средств создается образ герои­ни и какой именно она предстает?

7. Каков аллегорический смысл образа голубя?

8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светла­на» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество Жуковского?

2. Укажите название изобразительного средства:
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны…

3. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении:
Из окна широкий путь
Виден сквозь туманы;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…

4. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел…

5. Определите способ рифмовки:
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Задания с развернутым ответом

6. С помощью каких изобразительных средств создается образ герои­ни и какой именно она предстает?

7. Каков аллегорический смысл образа голубя?

8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светла­на» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?

Фрагмент произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» для 8 задания

Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который у да­лялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она. — Для чего я осталась в этой пустыне? Что удер­живает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, по­стой, любезный! Я лечу к тебе!» Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» — остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине. С сего ча­са дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облег­чалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная гор­лица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием. Но иногда — хотя весьма редко — златой луч надежды, луч утешения освещал мрак ее скорби. «Когда он возвратится ко мне, как я буду счастлива! Как все переменится!» От сей мысли прояснялся взор ее, розы на ще­ках освежались, и Лиза улыбалась, как майское утро после бурной ночи.

Ответы на тест по литературе Светлана
1 вариант
1. баллада
2. эпитет
3. интерьер
4. анафора
5. хорей
2 вариант
1. романтизм
2. сравнение
3. пейзаж
4. эпитет
5. опоясывающая