Тест по литературе стихотворение Родина (М.И. Цветаева) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»
Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь, —
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.
2. Как называется разновидность восклицания, которое характерно для поэтической речи, усиливает эмоциональность и выразительность высказывания?
О неподатливый язык!
3. Укажите название приема?
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись…»
4. Как называется художественный прием, основанный на повторении одинаковых согласных звуков?
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
5. Как называется средство иносказательной выразительности?
Я далью обдавала лбы…
Задания с развернутым ответом
6. Какие поэтические образы помогают выразить особый накал патриотического чувства лирического героя?
7. Как и с какой целью в стихотворении используется прием антитезы?
8. Чем близко поэтическое воплощение темы Родины в стихотворении М. И. Цветаевой «Родина» воплощению этой темы в стихотворении Н.М. Рубцова «Привет, Россия…»?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется вид словесного искусства, традиции которого воплотились в стихотворении?
тридевятая земля
2. Как называется художественный прием, основанный на сочетании несочетаемого?
Чужбина, родина моя!
3. К какой разновидности «высокой» лексики относятся слова: столь, рок, горних звезд, сей, плаха, распрь?
4. Назовите изобразительное средство:
Даль, прирожденная, как боль…
5. Укажите вид рифмовки в стихотворении.
Задания с развернутым ответом
6. Какие поэтические образы помогают выразить особый накал патриотического чувства лирического героя?
7. Как и с какой целью в стихотворении используется прием антитезы?
8. Чем близко поэтическое воплощение темы Родины в стихотворении М. И. Цветаевой «Родина» воплощению этой темы в стихотворении Н.М. Рубцова «Привет, Россия…»?
Фрагмент стихотворения Н.М. Рубцова «Привет, Россия…»
Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!
Ответы на тест по литературе стихотворение Родина (М.И. Цветаева)
1 вариант
1. лирика
2. риторическое
3. анафора
4. аллитерация (звукопись)
5. метафора
2 вариант
1. фольклор (устное народное творчество)
2. оксюморон
3. старославянизмы (архаичная, устаревшая)
4. сравнение
5. парная (параллельная)