Тест по литературе О, весна без конца и без краю… (А.А. Блок) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется поэтическое направление, к которому принадлежит творчество Блока?
2. Назовите средство иносказательной выразительности:
И приветствую звоном щита!
3. Как называется изобразительное средство?
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
4. Укажите название приема:
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
Задания с развернутым ответом
6. Как меняется настроение лирического героя?
7. Какова роль восклицательных предложений в стихотворении?
8. Чем созвучно миропонимание лирического героя стихотворения А.А. Блока «О, весна без конца и без краю…» миропониманию лирического героя А.А. Фета в стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы»?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется поэтический цикл, который открывается этим стихотворением Блока?
2. Назовите средство иносказательной выразительности:
И колодцы земных городов!
3. Как называется изобразительное средство?
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
4. Укажите название приема:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
5. Укажите способ рифмовки.
Задания с развернутым ответом
6. Как меняется настроение лирического героя?
7. Какова роль восклицательных предложений в стихотворении?
8. Чем созвучно миропонимание лирического героя стихотворения А.А. Блока «О, весна без конца и без краю…» миропониманию лирического героя А.А. Фета в стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы»?
Фрагмент стихотворения А.А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы»
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Ответы на тест по литературе О, весна без конца и без краю … (А.А. Блок)
1 вариант
1. символизм
2. метафора
3. эпитет
4. анафора
5. анапест
2 вариант
1. Заклятие огнем и мраком
2. метафора
3. эпитет
4. повтор
5. перекрестная