Тест по литературе Кавказский пленник (Л.Н. Толстой) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.
Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошёл по дороге, — ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает, где месяц встаёт. Дорогу он узнал. Прямиком идти вёрст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешёл он речку, — побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной, идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается.
Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло совсем, как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно — внизу речка журчит.
Дошёл до лесу — никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать.
Отдохнул, лепёшку съел. Нашёл камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошёл по дороге. Прошёл с версту, выбился из сил, — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветёт, — лягу в лесу, переднюю, а ночью опять пойду».
Всю ночь шёл. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услыхал, схоронился за дерево.
Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошёл. «Ну, — думает, — ещё тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошёл тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров.
Вгляделся — видит: ружья блестят, казаки, солдаты.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Что подтолкнуло Жилина к решению попросить у полковника отпуск и съездить на родину?
2. Кто помог Жилину бежать из плена?
3. Как называется изображение природы в литературном произведении?
Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается.
4. Как называется изобразительное средство?
…побежала на гору, как козочка прыгает.
5. Как называется изображение неживой природы как живого существа?
Ползёт под гору тень, всё к нему приближается.
Задание с развернутым ответом
6. Какую роль играет изображение природы в этом фрагменте?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите фамилию второго пленника.
2. Как произошло спасение этого героя из плена?
3. Как называется изображение природы в литературном произведении?
На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно — внизу речка журчит.
4. Как называется изобразительное средство?
бело, светло совсем, как днём.
Тихо, светло по горам, как вымерло всё.
5. Как называется изображение неживой природы как живого существа?
Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается…
Задание с развернутым ответом
6. Какую роль играет изображение природы в этом фрагменте?
Ответы на тест по литературе Кавказский пленник (Л.Н. Толстой)
1 вариант
1. письмо матери
2. Дина
3. пейзаж
4. сравнение
5. олицетворение
2 вариант
1. Костылин
2. выкупили
3. пейзаж
4. сравнение
5. олицетворение