Тест по информатике Искусство построения моделей для учащихся 9 класса. Тест состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 6 заданий в части В — 4 задания.
Задания А — базового уровня сложности
Задания В — повышенного уровня сложности
Часть А
А1. Объект, процесс или явление, заменяющий другой объект, процесс или явление с сохранением всех свойств, существенных для решения задачи, называется
1) схемой;
2) моделью;
3) гипотезой;
4) среди вариантов, указанных в пунктах 1—3, нет правильного.
А2. Среди нижеперечисленных информационной моделью является:
1) фотография секретного самолёта;
2) памятник известному деятелю культуры;
3) летопись;
4) классный журнал.
A3. Среди нижеперечисленных фактографической моделью является:
1) чертёж механизма;
2) формула для вычисления пути по скорости и затраченному времени;
3) электрическая схема;
4) классный журнал.
А4. Среди нижеперечисленных математической моделью является:
1) чертёж механизма;
2) формула для вычисления пути по скорости и затраченному времени;
3) электрическая схема;
4) классный журнал.
А5. Модель, отражающая протекание некоторого процесса во времени, называется:
1) динамической;
2) структурной;
3) эволюционной;
4) среди вариантов, указанных в пунктах 1—3, нет правильного.
А6. В таблице приведена стоимость перевозок между пятью железнодорожными станциями, обозначенными буквами А, Б, В, Г и Д.
Число, стоящее на пересечении строки и столбца, показывает стоимость перевозки между пунктом, буква которого обозначает данную строку, и пунктом, буква которого обозначает данный столбец. Если клетка пуста, то это означает, что пункты не являются соседними. Стоимость перевозки из одного пункта в другой складывается из стоимости перевозки между соответствующими соседними пунктами.
Укажите пару пунктов, для которых стоимость перевозки не может оказаться меньше 6:
1) Д и Г;
2) В и Г;
3) Д и В;
4) А и В.
Часть В
В1. Возможность транспортировки грузов между населёнными пунктами А, Б, В, Г, Д и Е описана моделью в форме таблицы: число, стоящее на пересечении строки и столбца, показывает расстояние между пунктом, буква которого обозначает данную строку, и пунктом, буква которого обозначает данный столбец. Если клетка пуста, то это означает, что пункты не являются соседними. Расстояние от одного пункта до другого складывается из расстояния между соответствующими соседними пунктами.
Укажите длину кратчайшего маршрута, проходящего через все пункты.
В2. Экскурсионное бюро организует автобусные экскурсии. Маршрут состоит из 7 участков, при следовании по которым экскурсовод и знакомит экскурсантов с достопримечательностями. Каждый экскурсионный маршрут начинается и заканчивается около экскурсионного бюро и содержит все 7 участков. Для разработки модели возможных маршрутов используется схема расположения участков, представленная на рисунке (буквой Э обозначено экскурсионное бюро).
Сколько различных вариантов экскурсионного маршрута можно организовать, соблюдая указанные условия? (На рисунках ниже приведены три варианта маршрута: цифрами указан порядок следования участков в маршруте, а стрелками — направление проезда по участку.)
ВЗ. Проектной организации поручено разработать проект сети дорог, соединяющих несколько населённых пунктов. После проведения предварительного исследования и расчётов была найдена стоимость прокладки дорог между этими населёнными пунктами. Данные расчётов (млн руб.) приведены в таблице. Принято решение проложить дороги так, чтобы из каждого населённого пункта можно было попасть в любой населённый пункт (возможно, с проездом через другие).
Какую минимальную сумму из бюджета надо выделить, чтобы реализовать проект?
В4. Перечислите номера пунктов, в которых указаны цели, которые могут быть достигнуты при компьютерном моделировании извержения вулкана. В ответе расположите номера в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания (например, 124):
1) прогноз влияния извержения на окружающую среду;
2) экспериментальная проверка влияния извергающейся лавы на природные объекты;
3) обеспечение безопасности людей;
4) уменьшение стоимости исследований;
5) снижение объёма газов, выбрасываемых из вулкана.
Ответы на тест по информатике Искусство построения моделей
Часть А
А1-2, А2-4, А3-4, А4-2, А5-1, А6-3.
Часть В
В1-27, В2-32, В3-10, В4-134.