Самостоятельная работа по обществознанию Социальная структура и социальные отношения 11 класс

Самостоятельная работа по обществознанию Социальная структура и социальные отношения 11 класс с ответами. Работа состоит из 2 вариантов. Каждый вариант включает по 7 заданий.

1 вариант

1. Выберите ряд, где представлена экономическая стратификация.

1) врачи, учителя, продавцы
2) высший класс, средний класс, низший класс
3) католики, буддисты, индуисты
4) политические лидеры, профессиональные политики, рядовые граждане

2. Социальные группы, различающиеся отношением к средствам производства, — это

1) страты
2) слои
3) классы
4) статусные группы

3. Примером вертикальной мобильности является ситуация

1) учитель нашёл работу в школе ближе к дому
2) Мария переехала в другой город, где продолжила работать бухгалтером
3) фельдшер окончил медицинский институт и стал работать хирургом
4) официант стал работать в ночную смену

4. Человек, занимающий промежуточное положение между устойчивыми общностями, — это

1) люмпен
2) маргинал
3) экстремал
4) гражданин

5. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

А. Наиболее устойчивой является социальная структура традиционного общества.
Б. Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Прочитайте текст и выполните задания 6, 7.

Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Этот контроль может варьироваться от способности предотвратить или «пресечь» какие-то нарушения до способности благоприятным для себя образом формировать отношения со средой…

Общество может быть самодостаточным только в той мере, в какой оно может «полагаться» на то, что деяния его членов будут служить адекватным «вкладом» в его социетальное функционирование. В случае взаимоотношений личности и общества их абсолютная интеграция необходима не более чем в других случаях взаимообмена, предполагающих самодостаточность. Но если подавляющее большинство членов какого-то общества испытывают крайнее «отчуждение», то говорить об этом обществе как о самодостаточном нельзя.

Интеграция в общество его членов подразумевает наличие зоны взаимопроникновения между социальной и личностной системами. Однако отношение здесь в основном трёхстороннее, поскольку части культурной системы, так же как и части социальной структуры, интернализованы в личностях, но в то же время части культурной системы институционализированы в обществе.

На социальном уровне институционализированные ценностные образцы выступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемый тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве членов общества.

6. В чём, по мнению автора, выражается контроль взаимообмена общества и окружающих систем? Укажите два проявления.

7. Когда, по мнению автора, общество самодостаточно, а когда перестаёт быть самодостаточным?

2 вариант

1. Выберите ряд, где представлены страты, выделенные по конфессиональному признаку.

1) врачи, учителя, продавцы
2) высший класс, средний класс, низший класс
3) католики, буддисты, индуисты
4) политические лидеры, профессиональные политики, рядовые граждане

2. Социальные группы, важнейшей оценкой положения которых является престиж, — это

1) страты
2) слои
3) классы
4) статусные группы

3. Примером горизонтальной мобильности является ситуация

1) учитель нашёл работу в школе ближе к дому
2) Мария переехала в другой город, где получила вышестоящую должность
3) фельдшер окончил медицинский институт и стал работать хирургом
4) официант после окончания курсов стал работать барменом

4. Человек, опустившийся на «дно» общественной жизни, — это

1) люмпен
2) маргинал
3) экстремал
4) гражданин

5. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

А. Одной из тенденций современного западного общества является рост среднего класса.
Б. Определённое регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Прочитайте текст и выполните задания 6, 7.

Нетрудно убедиться, что в большинстве случаев термин «общество» употребляется в двух основных значениях (среди множества других, таких, как «общество» в смысле «высшее общество»). Одно из них трактует общество как «социальное объединение» или взаимодействие; другое — как единицу, обладающую собственными границами, отделяющими её от соседних или близлежащих обществ. Некая неопределённость и двусмысленность этого понятия не столь проблематична, как может показаться. Ибо социетальные общности отнюдь не всегда имеют чётко обозначенные границы, хотя, как правило, и ассоциируются с определёнными формами локальности. Тенденция, согласно которой общество как социальное целое представляет собой легко поддающуюся интерпретации единицу исследования, находится под влиянием ряда пагубных социально-научных допущений. Одно из них — концептуальное соотнесение социальных и биологических систем, осмысление первых по аналогии с частями биологических организмов. В наши дни осталось не так много людей, кто, подобно Дюркгейму, Спенсеру и многим другим представителям социальной мысли XIX в., использует при описании социальных систем прямые аналогии с биологическими организмами. Однако скрытые параллели встречаются довольно часто даже в работах тех, кто говорит об обществах как об «открытых системах». Второе из упомянутых нами допущений — превалирование в социальных науках «эндогенных» или «разворачиваемых моделей». Согласно этим моделям, основные структурные характеристики общества, обеспечивающие стабильность и изменение одновременно, являются внутренними по отношению к нему. Совершенно очевидно, по какой причине эти модели соотносятся с первой точкой зрения: предполагается, что общества обладают качествами, аналогичными тем, которые делают возможным контроль за формированием и развитием организма. Наконец, не стоит забывать и об известной склонности наделять любые формы общественного устройства чертами, характерными для современных обществ как государств-наций. Последние отличаются чётко обозначенными территориальными границами, не свойственными, однако, большинству других исторических типов обществ.

6. Какие два значения термина «общество» приводит автор?

7. Чем, по мнению автора, отличаются два подхода к изучению общества?

Ответы на самостоятельную работу по обществознанию Социальная структура и социальные отношения 11 класс
1 вариант
1-2
2-3
3-3
4-2
5-3
6.
А) Способности предотвратить или «пресечь» какие-то нарушения.
Б) Способности благоприятным для себя образом формировать отношения со средой.
7.
1) Общество может быть самодостаточным только в той мере,
в какой оно может «полагаться» на то, что деяния его членов будут служить адекватным «вкладом» в его социетальное функционирование.
2) Но если подавляющее большинство членов какого-то общества испытывают крайнее «отчуждение», то говорить об этом обществе как о самодостаточном нельзя.
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-1
5-3
6.
1) Одно из них трактует общество как «социальное объединение» или взаимодействие.
2) Другое — как единицу, обладающую собственными границами, отделяющими её от соседних или близлежащих обществ.
7.
1) Одно из них — концептуальное соотнесение социальных и биологических систем, осмысление первых по аналогии с частями биологических организмов.
2) Второе из упомянутых нами допущений — превалирование в социальных науках «эндогенных» или «разворачиваемых моделей». Согласно этим моделям, основные структурные характеристики общества, обеспечивающие стабильность
и изменение одновременно, являются внутренними по отношению к нему.